N°57
02 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  02.04.2002
Непонятно, но здорово
В галерее «Риджина» -- выставка Бориса Орлова «Победа над солнцем»

версия для печати
Первая часть диптиха «Радость побед», согласно пресс-релизу, посвящена отечественной истории: от революции до сороковых. По установившейся в последнее время традиции за революцию «выступает» нарядный, цветной и элементарный, как елочная игрушка, супрематизм. Его противник -- стильные, как немцы в «Семнадцати мгновеньях весны», самолеты. Получилось непонятно, но здорово. Силой и без повода перетащенные из искусства в историю яркие супрематические формы сражаются со злыми фотографическими штурмовиками явно тоталитарного происхождения. Эти «историко-мифологические» монтажи энергично разрезают пространство галереи, прерываясь цитатами из живописи Малевича на стенах -- круг, крест, квадрат (все черные). Еще одной цитатой смотрится сама галерея -- простое белое пространство с черным потолком. Все гармонично и динамично, вот только супрематизм оказался сильнее не только в задуманном автором сражении с историей. Он победил и самого Бориса Орлова, просто сломал всю задуманную хитрую конструкцию, вынес ее, так сказать, в «прикладную подсобку».

Оперу «Победа над солнцем», к которой отсылает нас название выставки, написали и поставили Алексей Крученых, Михаил Матюшин и Казимир Малевич в 1913 году, еще до изобретения (1915 г.) супрематизма. Сюжет в общих чертах сводился к сражению будущего с настоящим, добра со злом. Это был решительный шаг. Отказываясь решать унылые русские вопросы («что делать» да «кто виноват»), футуристы ставили перед собой задачи, достойные истинного художника-творца, и нашли им соответствующий планетарный масштаб. Свою равность этим задачам мужественно подтверждали все отпущенные им годы, полные трудов и лишений. Настало время, когда только ленивый, не могущий перекрестить две линии на плоскости, закрасить красным кружок, а черным -- квадрат, сохраняет себя, чтобы в новой исторической ситуации по-своему не разобраться с самым известным и успешным периодом русского искусства ХХ века.

Исторические мифы социализма (с которыми до сих пор работал Борис Орлов) бесславно уходят в прошлое, быстро теряют узнаваемость и актуальность. Миф супрематизма, как подтверждают выставки и рынок, вечен и дорог (не только сердцу, но и на аукционах). Как ни приписывай Казимиру Малевичу все беды, случившиеся со страной и искусством в ХХ веке (самый выразительный вариант безнаказанной расправы учинила Татьяна Толстая), «Черный квадрат» живет и побеждает. Победил время и его социалистические напасти. Переживет и нежданно свалившиеся обвинения в создании социалистического реализма и связях с нечистой силой. А легче всего справляется с использованием своих простых форм в целях «хороших и разных». Поскольку все это от супрематизма весьма далеко. Примерно так же, как академические картины от своих исторических или библейских сюжетов. Связь есть, но односторонняя. Как и победа над солнцем, о которой мы здесь рассуждаем, а солнце о нем и не ведает.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  02.04.2002
Новый фильм для детей показал, как трудно нынче быть взрослым
Недавно президент указал культуре курс на детское кино, а тут как раз и подоспел нечастый в России детский фильм -- премьера «Спартака и Калашникова» состоится 7 апреля в Доме кино. Снятый режиссером-дебютантом Андреем Прошкиным фильм -- произведение невыдающееся, но и непровальное. Средний фильм с некоторыми очевидными достоинствами. Сюжет его очень незатейлив -- подросток-детдомовец подобрал на улице щенка, а поскольку в детдоме держать собаку не разрешают, он уходит с ней на улицу. Там и выживает как может, знакомясь с разными версиями взрослой жизни. В роли Калашникова -- подлинный воспитанник детдома Ярослав Рощин, он, так же как и овчарки, снимавшиеся в роли Спартака, на диво естественен, натурален и свободен. Рощин -- главное достоинство фильма, в котором вообще легко и свободно существуют актеры, как непрофессионалы (четверо из них тоже детдомовцы), так и вполне известные Ирина Розанова, Владимир Меньшов, Юрий Степанов, Андрей Панин, Григорий Сиятвинда. ... >>
  • //  02.04.2002
В галерее «Риджина» -- выставка Бориса Орлова «Победа над солнцем»
Первая часть диптиха «Радость побед», согласно пресс-релизу, посвящена отечественной истории: от революции до сороковых. По установившейся в последнее время традиции за революцию «выступает» нарядный, цветной и элементарный, как елочная игрушка, супрематизм. Его противник -- стильные, как немцы в «Семнадцати мгновеньях весны», самолеты. Получилось непонятно, но здорово. Силой и без повода перетащенные из искусства в историю яркие супрематические формы сражаются со злыми фотографическими штурмовиками явно тоталитарного происхождения. Эти «историко-мифологические» монтажи энергично разрезают пространство галереи, прерываясь цитатами из живописи Малевича на стенах -- круг, крест, квадрат (все черные). Еще одной цитатой смотрится сама галерея -- простое белое пространство с черным потолком. Все гармонично и динамично, вот только супрематизм оказался сильнее не только в задуманном автором сражении с историей. Он победил и самого Бориса Орлова, просто сломал всю задуманную хитрую конструкцию, вынес ее, так сказать, в «прикладную подсобку»... >>
  • //  02.04.2002
Устойчивый вкус «и др.»
Обзор мартовских журналов для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  02.04.2002
В Москве открылся музыкальный фестиваль ArsLonga
Нынешний фестиваль, окрещенный красивым латинским титулом, уже второй по счету. Первый, прошедший прошлой весной, кажется, никто, кроме его участников, не склонен был воспринимать слишком серьезно -- по той простой причине, что главе фестиваля, пианисту Ивану Рудину, к тому времени исполнилось восемнадцать лет. Когда же год спустя словосочетание ArsLonga вновь замелькало на афишах, да еще в компании с лейблами известных фирм в качестве спонсоров и эмблемами посольств Норвегии и Германии в качестве партнеров, это уже мало было похоже на придумку тинейджера. Скорее напоминало солидное мероприятие, которое рождается на свет усилиями целой команды опытных профессионалов... >>
  • //  02.04.2002
Pet Shop Boys выпустили новый альбом
Альбом имеет простое, как семь копеек, название -- Release. То есть релиз, пластинка. Говорят, сначала альбом планировали назвать еще проще -- Album. Вовремя одумались. Тем не менее в ряду традиционных односложно названных дисков британского поп-дуэта -- Please, Actually, Behavior и так далее -- прибыло... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика