N°57 02 апреля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Непонятно, но здорово В галерее «Риджина» -- выставка Бориса Орлова «Победа над солнцем»
Первая часть диптиха «Радость побед», согласно пресс-релизу, посвящена отечественной истории: от революции до сороковых. По установившейся в последнее время традиции за революцию «выступает» нарядный, цветной и элементарный, как елочная игрушка, супрематизм. Его противник -- стильные, как немцы в «Семнадцати мгновеньях весны», самолеты. Получилось непонятно, но здорово. Силой и без повода перетащенные из искусства в историю яркие супрематические формы сражаются со злыми фотографическими штурмовиками явно тоталитарного происхождения. Эти «историко-мифологические» монтажи энергично разрезают пространство галереи, прерываясь цитатами из живописи Малевича на стенах -- круг, крест, квадрат (все черные). Еще одной цитатой смотрится сама галерея -- простое белое пространство с черным потолком. Все гармонично и динамично, вот только супрематизм оказался сильнее не только в задуманном автором сражении с историей. Он победил и самого Бориса Орлова, просто сломал всю задуманную хитрую конструкцию, вынес ее, так сказать, в «прикладную подсобку».
Оперу «Победа над солнцем», к которой отсылает нас название выставки, написали и поставили Алексей Крученых, Михаил Матюшин и Казимир Малевич в 1913 году, еще до изобретения (1915 г.) супрематизма. Сюжет в общих чертах сводился к сражению будущего с настоящим, добра со злом. Это был решительный шаг. Отказываясь решать унылые русские вопросы («что делать» да «кто виноват»), футуристы ставили перед собой задачи, достойные истинного художника-творца, и нашли им соответствующий планетарный масштаб. Свою равность этим задачам мужественно подтверждали все отпущенные им годы, полные трудов и лишений. Настало время, когда только ленивый, не могущий перекрестить две линии на плоскости, закрасить красным кружок, а черным -- квадрат, сохраняет себя, чтобы в новой исторической ситуации по-своему не разобраться с самым известным и успешным периодом русского искусства ХХ века. Исторические мифы социализма (с которыми до сих пор работал Борис Орлов) бесславно уходят в прошлое, быстро теряют узнаваемость и актуальность. Миф супрематизма, как подтверждают выставки и рынок, вечен и дорог (не только сердцу, но и на аукционах). Как ни приписывай Казимиру Малевичу все беды, случившиеся со страной и искусством в ХХ веке (самый выразительный вариант безнаказанной расправы учинила Татьяна Толстая), «Черный квадрат» живет и побеждает. Победил время и его социалистические напасти. Переживет и нежданно свалившиеся обвинения в создании социалистического реализма и связях с нечистой силой. А легче всего справляется с использованием своих простых форм в целях «хороших и разных». Поскольку все это от супрематизма весьма далеко. Примерно так же, как академические картины от своих исторических или библейских сюжетов. Связь есть, но односторонняя. Как и победа над солнцем, о которой мы здесь рассуждаем, а солнце о нем и не ведает.
Новый фильм для детей показал, как трудно нынче быть взрослым Недавно президент указал культуре курс на детское кино, а тут как раз и подоспел нечастый в России детский фильм -- премьера «Спартака и Калашникова» состоится 7 апреля в Доме кино. Снятый режиссером-дебютантом Андреем Прошкиным фильм -- произведение невыдающееся, но и непровальное. Средний фильм с некоторыми очевидными достоинствами. Сюжет его очень незатейлив -- подросток-детдомовец подобрал на улице щенка, а поскольку в детдоме держать собаку не разрешают, он уходит с ней на улицу. Там и выживает как может, знакомясь с разными версиями взрослой жизни. В роли Калашникова -- подлинный воспитанник детдома Ярослав Рощин, он, так же как и овчарки, снимавшиеся в роли Спартака, на диво естественен, натурален и свободен. Рощин -- главное достоинство фильма, в котором вообще легко и свободно существуют актеры, как непрофессионалы (четверо из них тоже детдомовцы), так и вполне известные Ирина Розанова, Владимир Меньшов, Юрий Степанов, Андрей Панин, Григорий Сиятвинда. ... >>
В галерее «Риджина» -- выставка Бориса Орлова «Победа над солнцем» Первая часть диптиха «Радость побед», согласно пресс-релизу, посвящена отечественной истории: от революции до сороковых. По установившейся в последнее время традиции за революцию «выступает» нарядный, цветной и элементарный, как елочная игрушка, супрематизм. Его противник -- стильные, как немцы в «Семнадцати мгновеньях весны», самолеты. Получилось непонятно, но здорово. Силой и без повода перетащенные из искусства в историю яркие супрематические формы сражаются со злыми фотографическими штурмовиками явно тоталитарного происхождения. Эти «историко-мифологические» монтажи энергично разрезают пространство галереи, прерываясь цитатами из живописи Малевича на стенах -- круг, крест, квадрат (все черные). Еще одной цитатой смотрится сама галерея -- простое белое пространство с черным потолком. Все гармонично и динамично, вот только супрематизм оказался сильнее не только в задуманном автором сражении с историей. Он победил и самого Бориса Орлова, просто сломал всю задуманную хитрую конструкцию, вынес ее, так сказать, в «прикладную подсобку»... >>
Устойчивый вкус «и др.» Обзор мартовских журналов для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
В Москве открылся музыкальный фестиваль ArsLonga Нынешний фестиваль, окрещенный красивым латинским титулом, уже второй по счету. Первый, прошедший прошлой весной, кажется, никто, кроме его участников, не склонен был воспринимать слишком серьезно -- по той простой причине, что главе фестиваля, пианисту Ивану Рудину, к тому времени исполнилось восемнадцать лет. Когда же год спустя словосочетание ArsLonga вновь замелькало на афишах, да еще в компании с лейблами известных фирм в качестве спонсоров и эмблемами посольств Норвегии и Германии в качестве партнеров, это уже мало было похоже на придумку тинейджера. Скорее напоминало солидное мероприятие, которое рождается на свет усилиями целой команды опытных профессионалов... >>
Pet Shop Boys выпустили новый альбом Альбом имеет простое, как семь копеек, название -- Release. То есть релиз, пластинка. Говорят, сначала альбом планировали назвать еще проще -- Album. Вовремя одумались. Тем не менее в ряду традиционных односложно названных дисков британского поп-дуэта -- Please, Actually, Behavior и так далее -- прибыло... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|