N°57
02 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  02.04.2002
У кого что болит
Новый фильм для детей показал, как трудно нынче быть взрослым

версия для печати
Недавно президент указал культуре курс на детское кино, а тут как раз и подоспел нечастый в России детский фильм -- премьера «Спартака и Калашникова» состоится 7 апреля в Доме кино. Снятый режиссером-дебютантом Андреем Прошкиным фильм -- произведение невыдающееся, но и непровальное. Средний фильм с некоторыми очевидными достоинствами. Сюжет его очень незатейлив -- подросток-детдомовец подобрал на улице щенка, а поскольку в детдоме держать собаку не разрешают, он уходит с ней на улицу. Там и выживает как может, знакомясь с разными версиями взрослой жизни. В роли Калашникова -- подлинный воспитанник детдома Ярослав Рощин, он, так же как и овчарки, снимавшиеся в роли Спартака, на диво естественен, натурален и свободен. Рощин -- главное достоинство фильма, в котором вообще легко и свободно существуют актеры, как непрофессионалы (четверо из них тоже детдомовцы), так и вполне известные Ирина Розанова, Владимир Меньшов, Юрий Степанов, Андрей Панин, Григорий Сиятвинда. На балл меньше, но на вполне хорошую оценку тянут диалоги, по крайней мере в них нет дурной повествовательности, а персонажи вопреки традициям российского кино не вещают «о главном». Репликам «Спартака и Калашникова» недостает живости и афористичности, их не запоминаешь, но их хотя бы не стыдно слушать.

Хуже с сюжетом -- он сильно разрежен по сравнению не только с качественным западным кино, но и с лучшими отечественными сериалами: приключений и событий мало, рассказано о них нединамично. Совсем плохо с трюками и погонями. Режиссер, конечно, новичок, но и продюсеры -- Федор Попов и Александр Котелевский до этой картины ничем выдающимся не прославились (если не считать, что г-н Котелевский является генеральным директором Фонда социальной и экономической поддержки кинематографии). Выбор и утверждение сценария на их совести.

Однако интереснее всего рассмотреть этот вполне честный фильм как часть диалога современных российских взрослых с новым поколением. Как известно, произведения для детей отличаются от произведений для взрослых в первую очередь простотой и ясностью позиции. Взрослым можно предлагать вопросы без ответов, а детям нет. Хорошо сочинять, рисовать, снимать для детей вне системы моральных ценностей, оказывается, невозможно. Просто потому, что искусство для детей -- часть системы воспитания. Возьмем нынешние хиты -- «Гарри Поттера» или «Властелина колец». Не случайно они родились на британской почве, в культуре, сделавшей консерватизм своим символом.

Режиссер Андрей Прошкин признается, что детское кино он «не любил даже в детстве» и сейчас снимал скорее картину «для семейного просмотра». Он очень боится дидактики и назидательности -- и правильно делает. Но законы жанра берут свое. Выясняется, что в мире, где нет устойчивых категорий добра и зла, невозможны приключения -- герою не к чему стремиться и не от чего бежать. Взрослые, которых встречает мальчик с собакой, не плохие и не хорошие, они «сложные», но их сложность не из кино для детей. Не выходит ни пограничника Карацупы, ни «Кикуджиро» Такеши Китано или бразильского «Центрального вокзала» (то есть кино для взрослых с участием детей).

Финальные кадры «Спартака и Калашникова» подводят итог странствиям героя -- нигде не нашел он понимания: ни у женщины с добрым сердцем, но с собственным бизнесом (у какого-нибудь буржуазного Гектора Мало она непременно бы усыновила ребенка), ни в воинской части (в советском фильме паренек здесь уж точно пришелся бы к месту), ни в детском доме, где современный Макаренко бьется за помощь из западных фондов. Лишь компания воришек-беспризорников, -- жизнь с которыми была трудна, но романтична, да вот только собака от плохой еды заболела, -- манит к себе сердце современного Гавроша. В обществе беспризорному ребенку сегодня места нет. Но не это интересует авторов фильма, они не занимаются социальной критикой. Просто единственная ценность, которую они, не желая фальшивить, могут предложить детям, это ценность спонтанного коллектива, мужской дружбы, братвы, что жестко стелет, но не предаст и не солжет. И потому в финале наш герой с собакой, дружками и марухой весело празднует свой день рождения. Вот такая у нас родина, сынок. Диагноз спонтанный, но честный. Каковы убеждения, таковы и поучения. Спасибо, что не лукавите.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  02.04.2002
Новый фильм для детей показал, как трудно нынче быть взрослым
Недавно президент указал культуре курс на детское кино, а тут как раз и подоспел нечастый в России детский фильм -- премьера «Спартака и Калашникова» состоится 7 апреля в Доме кино. Снятый режиссером-дебютантом Андреем Прошкиным фильм -- произведение невыдающееся, но и непровальное. Средний фильм с некоторыми очевидными достоинствами. Сюжет его очень незатейлив -- подросток-детдомовец подобрал на улице щенка, а поскольку в детдоме держать собаку не разрешают, он уходит с ней на улицу. Там и выживает как может, знакомясь с разными версиями взрослой жизни. В роли Калашникова -- подлинный воспитанник детдома Ярослав Рощин, он, так же как и овчарки, снимавшиеся в роли Спартака, на диво естественен, натурален и свободен. Рощин -- главное достоинство фильма, в котором вообще легко и свободно существуют актеры, как непрофессионалы (четверо из них тоже детдомовцы), так и вполне известные Ирина Розанова, Владимир Меньшов, Юрий Степанов, Андрей Панин, Григорий Сиятвинда. ... >>
  • //  02.04.2002
В галерее «Риджина» -- выставка Бориса Орлова «Победа над солнцем»
Первая часть диптиха «Радость побед», согласно пресс-релизу, посвящена отечественной истории: от революции до сороковых. По установившейся в последнее время традиции за революцию «выступает» нарядный, цветной и элементарный, как елочная игрушка, супрематизм. Его противник -- стильные, как немцы в «Семнадцати мгновеньях весны», самолеты. Получилось непонятно, но здорово. Силой и без повода перетащенные из искусства в историю яркие супрематические формы сражаются со злыми фотографическими штурмовиками явно тоталитарного происхождения. Эти «историко-мифологические» монтажи энергично разрезают пространство галереи, прерываясь цитатами из живописи Малевича на стенах -- круг, крест, квадрат (все черные). Еще одной цитатой смотрится сама галерея -- простое белое пространство с черным потолком. Все гармонично и динамично, вот только супрематизм оказался сильнее не только в задуманном автором сражении с историей. Он победил и самого Бориса Орлова, просто сломал всю задуманную хитрую конструкцию, вынес ее, так сказать, в «прикладную подсобку»... >>
  • //  02.04.2002
Устойчивый вкус «и др.»
Обзор мартовских журналов для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  02.04.2002
В Москве открылся музыкальный фестиваль ArsLonga
Нынешний фестиваль, окрещенный красивым латинским титулом, уже второй по счету. Первый, прошедший прошлой весной, кажется, никто, кроме его участников, не склонен был воспринимать слишком серьезно -- по той простой причине, что главе фестиваля, пианисту Ивану Рудину, к тому времени исполнилось восемнадцать лет. Когда же год спустя словосочетание ArsLonga вновь замелькало на афишах, да еще в компании с лейблами известных фирм в качестве спонсоров и эмблемами посольств Норвегии и Германии в качестве партнеров, это уже мало было похоже на придумку тинейджера. Скорее напоминало солидное мероприятие, которое рождается на свет усилиями целой команды опытных профессионалов... >>
  • //  02.04.2002
Pet Shop Boys выпустили новый альбом
Альбом имеет простое, как семь копеек, название -- Release. То есть релиз, пластинка. Говорят, сначала альбом планировали назвать еще проще -- Album. Вовремя одумались. Тем не менее в ряду традиционных односложно названных дисков британского поп-дуэта -- Please, Actually, Behavior и так далее -- прибыло... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика