N°57
02 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  02.04.2002
Устойчивый вкус «и др.»
Устойчивый вкус «и др.»

версия для печати
Мартовские журналы никак не назовешь бедными. В «Дружбе народов» стоят внимания повесть Грачья Матевосяна «Наша бестолковая жизнь», статья Георгия Дерлугьяна «Мир на сломе эпох. Чечня и Татарстан в перспективе всемирной истории», «субъективный обзор» Ильи Кукулина «Прорастание отдельных слов в задымленных руинах» (о бытии разноязычных литератур в постсоветском пространстве), в «Звезде» -- повесть Павла Мейлахса «Отступник» (впрочем, несколько раньше появившаяся в книге Мейлахса «Избранник» -- М., «ОЛМА-Пресс») и эссе Омри Ронена «Март» (о марте 1953 года, смерти Сталина), в «Октябре» -- жутковатая повесть Афанасия Мамедова и Исаака Милькина «Самому себе», рассказ Нины Горлановой и Вячеслава Букура «Афророссиянка», подборка стихов Бахыта Кенжеева, очерк Василия Аксенова «Самарский фестиваль», материалы симпозиума «Достоевский в современном мире. 1821--2001» (Игорь Волгин, Игорь Золотусский, Алексей Цветков, Игорь Виноградов, Дмитрий Быков; последний рассматривает сюжет «Достоевский и психология русского литературного Интернета»: «русский литературный Интернет... все больше вырождается в живую иллюстрацию к «Селу Степанчикову», «Запискам из подполья», «Скверному анекдоту», «Бесам» и в особенности к «Идиоту»). Позволю себе, однако, сосредоточиться на трех публикациях (по одной на журнал), так как, во-первых, все они представляются событийными, знаковыми для культурной ситуации, чреватыми спорами и конфликтами, а во-вторых, вступают в незапланированную перекличку.

«Дружба народов» (№3) заверила публикацию романа Валерия Исхакова «Легкий привкус измены». Екатеринбургский автор, и прежде умевший строить выверенную, умную, изящную и в то же время по-настоящему сюжетную прозу («Каникулы для меланхоликов», «Пудель Артамон», появившийся в прошлом году в той же «ДН» «Читатель Чехова»), ныне совершил мощный рывок. Распутывая прихотливый клубок многоразличных любовных историй, Исхаков анатомирует сознание сегодняшних интеллигентов, обреченных на томительно «легкое» существование в поле безответственных (вдруг становящихся роковыми) игр, трагикомических порывов, инфантильных мечтаний, неизбежных «ловушек», тотального безлюбья, приправленного как бы неожиданными, а по сути -- однообразными сексуально-романтическими приключениями. «Значит, единственный способ избежать предательства, думает Алексей Михайлович, -- это измена. Стоит изменить женщине -- чужой, не своей жене, -- и сразу избавляешься от необходимости предавать ее. Ведь она -- чужая жена, она на собственном опыте изведала, что такое супружеская неверность, вкусила запретной любви -- и в этом смысле больше чем любовница: она твоя сообщница, коллега, товарищ по несчастью». Легкие измены не спасают от предательств. «Случайные», мимолетные, испаряющиеся сюжеты отзываются много лет спустя мученическими муками. Расплата приходит совсем не в том обличье, какого ждешь. То, что казалось твоей и только твоей тайной, давно ведомо твоим добрым друзьям, странным образом втянутым в истлевшие истории. Нет ничего тяжелее, чем привычная легкость. Нет ничего томительнее, чем сбывшееся желание. Разве что вымоленная (затаенно от самого себя) освобождающая катастрофа. После которой и понимаешь, что утрата безнадежна, а исковеркавшая твою жизнь изменами и предательствами любовь неутолима и неистребима. Изменяя другой (другому), ты изменяешь себе и себя. Встретившись последний раз со своей возлюбленной (тенью миновавших любовей), герой оглядывается, словно «рассчитывая увидеть у себя за спиной группу смеющихся зрителей. Но не увидел никого. Только я шел ему навстречу, издали приглядываясь к своему персонажу, но он меня видеть не мог.

Мартовские журналы никак не назовешь бедными. В «Дружбе народов» стоят внимания повесть Грачья Матевосяна «Наша бестолковая жизнь», статья Георгия Дерлугьяна «Мир на сломе эпох. Чечня и Татарстан в перспективе всемирной истории», «субъективный обзор» Ильи Кукулина «Прорастание отдельных слов в задымленных руинах» (о бытии разноязычных литератур в постсоветском пространстве), в «Звезде» -- повесть Павла Мейлахса «Отступник» (впрочем, несколько раньше появившаяся в книге Мейлахса «Избранник» -- М., «ОЛМА-Пресс») и эссе Омри Ронена «Март» (о марте 1953 года, смерти Сталина), в «Октябре» -- жутковатая повесть Афанасия Мамедова и Исаака Милькина «Самому себе», рассказ Нины Горлановой и Вячеслава Букура «Афророссиянка», подборка стихов Бахыта Кенжеева, очерк Василия Аксенова «Самарский фестиваль», материалы симпозиума «Достоевский в современном мире. 1821--2001» (Игорь Волгин, Игорь Золотусский, Алексей Цветков, Игорь Виноградов, Дмитрий Быков; последний рассматривает сюжет «Достоевский и психология русского литературного Интернета»: «русский литературный Интернет... все больше вырождается в живую иллюстрацию к «Селу Степанчикову», «Запискам из подполья», «Скверному анекдоту», «Бесам» и в особенности к «Идиоту»). Позволю себе, однако, сосредоточиться на трех публикациях (по одной на журнал), так как, во-первых, все они представляются событийными, знаковыми для культурной ситуации, чреватыми спорами и конфликтами, а во-вторых, вступают в незапланированную перекличку.

«Дружба народов» (№3) заверила публикацию романа Валерия Исхакова «Легкий привкус измены». Екатеринбургский автор, и прежде умевший строить выверенную, умную, изящную и в то же время по-настоящему сюжетную прозу («Каникулы для меланхоликов», «Пудель Артамон», появившийся в прошлом году в той же «ДН» «Читатель Чехова»), ныне совершил мощный рывок. Распутывая прихотливый клубок многоразличных любовных историй, Исхаков анатомирует сознание сегодняшних интеллигентов, обреченных на томительно «легкое» существование в поле безответственных (вдруг становящихся роковыми) игр, трагикомических порывов, инфантильных мечтаний, неизбежных «ловушек», тотального безлюбья, приправленного как бы неожиданными, а по сути -- однообразными сексуально-романтическими приключениями. «Значит, единственный способ избежать предательства, думает Алексей Михайлович, -- это измена. Стоит изменить женщине -- чужой, не своей жене, -- и сразу избавляешься от необходимости предавать ее. Ведь она -- чужая жена, она на собственном опыте изведала, что такое супружеская неверность, вкусила запретной любви -- и в этом смысле больше чем любовница: она твоя сообщница, коллега, товарищ по несчастью». Легкие измены не спасают от предательств. «Случайные», мимолетные, испаряющиеся сюжеты отзываются много лет спустя мученическими муками. Расплата приходит совсем не в том обличье, какого ждешь. То, что казалось твоей и только твоей тайной, давно ведомо твоим добрым друзьям, странным образом втянутым в истлевшие истории. Нет ничего тяжелее, чем привычная легкость. Нет ничего томительнее, чем сбывшееся желание. Разве что вымоленная (затаенно от самого себя) освобождающая катастрофа. После которой и понимаешь, что утрата безнадежна, а исковеркавшая твою жизнь изменами и предательствами любовь неутолима и неистребима. Изменяя другой (другому), ты изменяешь себе и себя. Встретившись последний раз со своей возлюбленной (тенью миновавших любовей), герой оглядывается, словно «рассчитывая увидеть у себя за спиной группу смеющихся зрителей. Но не увидел никого. Только я шел ему навстречу, издали приглядываясь к своему персонажу, но он меня видеть не мог.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  02.04.2002
Новый фильм для детей показал, как трудно нынче быть взрослым
Недавно президент указал культуре курс на детское кино, а тут как раз и подоспел нечастый в России детский фильм -- премьера «Спартака и Калашникова» состоится 7 апреля в Доме кино. Снятый режиссером-дебютантом Андреем Прошкиным фильм -- произведение невыдающееся, но и непровальное. Средний фильм с некоторыми очевидными достоинствами. Сюжет его очень незатейлив -- подросток-детдомовец подобрал на улице щенка, а поскольку в детдоме держать собаку не разрешают, он уходит с ней на улицу. Там и выживает как может, знакомясь с разными версиями взрослой жизни. В роли Калашникова -- подлинный воспитанник детдома Ярослав Рощин, он, так же как и овчарки, снимавшиеся в роли Спартака, на диво естественен, натурален и свободен. Рощин -- главное достоинство фильма, в котором вообще легко и свободно существуют актеры, как непрофессионалы (четверо из них тоже детдомовцы), так и вполне известные Ирина Розанова, Владимир Меньшов, Юрий Степанов, Андрей Панин, Григорий Сиятвинда. ... >>
  • //  02.04.2002
В галерее «Риджина» -- выставка Бориса Орлова «Победа над солнцем»
Первая часть диптиха «Радость побед», согласно пресс-релизу, посвящена отечественной истории: от революции до сороковых. По установившейся в последнее время традиции за революцию «выступает» нарядный, цветной и элементарный, как елочная игрушка, супрематизм. Его противник -- стильные, как немцы в «Семнадцати мгновеньях весны», самолеты. Получилось непонятно, но здорово. Силой и без повода перетащенные из искусства в историю яркие супрематические формы сражаются со злыми фотографическими штурмовиками явно тоталитарного происхождения. Эти «историко-мифологические» монтажи энергично разрезают пространство галереи, прерываясь цитатами из живописи Малевича на стенах -- круг, крест, квадрат (все черные). Еще одной цитатой смотрится сама галерея -- простое белое пространство с черным потолком. Все гармонично и динамично, вот только супрематизм оказался сильнее не только в задуманном автором сражении с историей. Он победил и самого Бориса Орлова, просто сломал всю задуманную хитрую конструкцию, вынес ее, так сказать, в «прикладную подсобку»... >>
  • //  02.04.2002
Устойчивый вкус «и др.»
Обзор мартовских журналов для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  02.04.2002
В Москве открылся музыкальный фестиваль ArsLonga
Нынешний фестиваль, окрещенный красивым латинским титулом, уже второй по счету. Первый, прошедший прошлой весной, кажется, никто, кроме его участников, не склонен был воспринимать слишком серьезно -- по той простой причине, что главе фестиваля, пианисту Ивану Рудину, к тому времени исполнилось восемнадцать лет. Когда же год спустя словосочетание ArsLonga вновь замелькало на афишах, да еще в компании с лейблами известных фирм в качестве спонсоров и эмблемами посольств Норвегии и Германии в качестве партнеров, это уже мало было похоже на придумку тинейджера. Скорее напоминало солидное мероприятие, которое рождается на свет усилиями целой команды опытных профессионалов... >>
  • //  02.04.2002
Pet Shop Boys выпустили новый альбом
Альбом имеет простое, как семь копеек, название -- Release. То есть релиз, пластинка. Говорят, сначала альбом планировали назвать еще проще -- Album. Вовремя одумались. Тем не менее в ряду традиционных односложно названных дисков британского поп-дуэта -- Please, Actually, Behavior и так далее -- прибыло... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика