|
|
N°57, 02 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Непонятно, но здорово
В галерее «Риджина» -- выставка Бориса Орлова «Победа над солнцем»
Первая часть диптиха «Радость побед», согласно пресс-релизу, посвящена отечественной истории: от революции до сороковых. По установившейся в последнее время традиции за революцию «выступает» нарядный, цветной и элементарный, как елочная игрушка, супрематизм. Его противник -- стильные, как немцы в «Семнадцати мгновеньях весны», самолеты. Получилось непонятно, но здорово. Силой и без повода перетащенные из искусства в историю яркие супрематические формы сражаются со злыми фотографическими штурмовиками явно тоталитарного происхождения. Эти «историко-мифологические» монтажи энергично разрезают пространство галереи, прерываясь цитатами из живописи Малевича на стенах -- круг, крест, квадрат (все черные). Еще одной цитатой смотрится сама галерея -- простое белое пространство с черным потолком. Все гармонично и динамично, вот только супрематизм оказался сильнее не только в задуманном автором сражении с историей. Он победил и самого Бориса Орлова, просто сломал всю задуманную хитрую конструкцию, вынес ее, так сказать, в «прикладную подсобку».
Оперу «Победа над солнцем», к которой отсылает нас название выставки, написали и поставили Алексей Крученых, Михаил Матюшин и Казимир Малевич в 1913 году, еще до изобретения (1915 г.) супрематизма. Сюжет в общих чертах сводился к сражению будущего с настоящим, добра со злом. Это был решительный шаг. Отказываясь решать унылые русские вопросы («что делать» да «кто виноват»), футуристы ставили перед собой задачи, достойные истинного художника-творца, и нашли им соответствующий планетарный масштаб. Свою равность этим задачам мужественно подтверждали все отпущенные им годы, полные трудов и лишений. Настало время, когда только ленивый, не могущий перекрестить две линии на плоскости, закрасить красным кружок, а черным -- квадрат, сохраняет себя, чтобы в новой исторической ситуации по-своему не разобраться с самым известным и успешным периодом русского искусства ХХ века.
Исторические мифы социализма (с которыми до сих пор работал Борис Орлов) бесславно уходят в прошлое, быстро теряют узнаваемость и актуальность. Миф супрематизма, как подтверждают выставки и рынок, вечен и дорог (не только сердцу, но и на аукционах). Как ни приписывай Казимиру Малевичу все беды, случившиеся со страной и искусством в ХХ веке (самый выразительный вариант безнаказанной расправы учинила Татьяна Толстая), «Черный квадрат» живет и побеждает. Победил время и его социалистические напасти. Переживет и нежданно свалившиеся обвинения в создании социалистического реализма и связях с нечистой силой. А легче всего справляется с использованием своих простых форм в целях «хороших и разных». Поскольку все это от супрематизма весьма далеко. Примерно так же, как академические картины от своих исторических или библейских сюжетов. Связь есть, но односторонняя. Как и победа над солнцем, о которой мы здесь рассуждаем, а солнце о нем и не ведает.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ