N°62
09 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  09.04.2001
Сердечный дом
Музей Герцена отметил двадцатипятилетие

версия для печати
Дом-музей Герцена на Сивцевом Вражке (филиал Государственного литературного музея) открыли в 1976 году. Особнячок пребывал в аварийном состоянии -- населяли его остатние арбатские обыватели. Его вполне могли снести в позднесоветскую пору (для посольства -- маловат, а так -- зачем нужен?) и приватизировать в эру нынешнюю, но случилось иначе. Литературный музей решил расшириться, его сотрудница, талантливый историк общественной мысли Ирина Желвакова сочинила «концепцию», влиятельные лица замолвили словцо, Минкульт утвердил идею (и смету), музейные энтузиасты «всем миром» принялись обустраивать дом, в котором Герцен жил совсем недолго. Но жил. Музей открылся, а Желвакова стала его директором. Вернее, сколько позволял советский контекст, хозяйкой.

Герцен при стареющей советской власти был фигурой двойственной. С одной стороны, его разбудили декабристы, а сам он благословлял молодых штурманов будущей бури, за что и заслужил ласковое ленинское поминовение. (Фрагмент этой штампованной статейки советские восьмиклассники зубрили наизусть.) С другой -- и благословлял как-то не вполне так, и с вольным русским словом больно усердствовал (оно, конечно, против «кровавого царизма», но ведь и к другим временам «применить» можно), и барского гонора (человеческого достоинства) было у него многовато, и за границей почему-то сидел, и цитируют его напропалую всякие сомнительные личности, и «Континент» эмигрантско-диссидентская шушера сравнивает с «Колоколом»...

А запретить -- нельзя: Ленин, «три этапа», революционер европейского масштаба. Трудно жилось советским начальникам. А вот в доме на Сивцевом Вражке было хорошо. Шла напряженная собственно музейная работа. Дополнительную пикантность ей придавали «родственные связи» героя -- швейцарские, французские, американские потомки Герцена быстро полюбили интеллигентный музей и щедро одаривали его семейными реликвиями. (Зато Желваковой власти систематично отказывали в путешествии по герценовским местам, хотя только опытный архивист мог разобраться в закордонных материалах). Но не менее важна была другая ипостась музея -- клубная. А лучше сказать -- салонная (в старом и добром смысле слова). Здесь жили традиции «арбатского» вольнолюбия, артистизма, «домашней культуры». И дожили до наших дней.

Потому на юбилейном вечере вспоминали не только о Герцене и его потомках, но и о старинных друзьях музея. Иных уж нет, а те далече. Но здесь пел Булат Окуджава, проходили вечера Давида Самойлова и Юрия Левитанского, Анатолий Рыбаков читал главы из неопубликованных «Детей Арбата», завораживал зал Натан Эйдельман... Их присутствие ощущается в музее до сей поры. Как и присутствие человека, чья «сомнительная» фамилия происходит от немецкого Herz -- сердце и чья сердечность (ум, рыцарственность, внутренняя свобода) четверть века согревает особняк на Сивцевом Вражке, его добрых хозяев, частых гостей и случайных посетителей.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.04.2001
Владимир Машков поставил во МХАТе комедию "№13"
В прошлый раз известный артист Владимир Машков стяжал успех в качестве театрального режиссера, поставив в "Табакерке" спектакль-притчу из жизни клоунов "Смертельный номер". На этот раз он "снял" театральную кассу, обратившись к пьесе популярного английского драматурга Рэя Куни Out of order (в русском сценическом прокате и переводе Михаила Мишина "№13"). >>
  • //  09.04.2001
Детский проект Российского национального оркестра
Российский национальный оркестр всегда отличался любовью к детям. На днях оркестр представил на детский суд целый музыкальный зоопарк. В первом отделении - «Петя и волк» Прокофьева, во втором - «Карнавал животных», симфоническая сюита Сен-Санса. Смысл нового проекта РНО состоял в том, чтобы стряхнуть залежавшуюся пыль с симпатичных, в общем-то, вещей. Для этого в качестве места проведения концерта был выбран Детский театр имени Наталии Сац. А в роли Натальи Сац на этот раз был герой телевизионных игр Николай Фоменко. >>
  • //  09.04.2001
«Кинотавр» демонстрирует здоровый консерватизм и юную переменчивость
В субботу прошла традиционная пресс-конференция «Кинотавра», которую еще с того времени, когда фестиваль был личным делом Марка Рудинштейна, ежегодно собирают в день его рождения. Поскольку этот год для Рудинштейна юбилейный, деловой повод - объявление предварительной программы фестивалей, жюри и сроков - почти утонул в праздновании и поздравлениях. >>
  • //  09.04.2001
«Сплин» и «Би-2» дали совместный концерт в «Горбушке»
Хотя «Сплин» и «Би-2» вполне популярны, находятся они в разных весовых категориях. Выступавшие на концерте в «Горбушке» первыми «Би-2» не могли удержаться от прыжков, гримас и пробежек на авансцену - пожать поклонникам руки. Солист «Сплина» Александр Васильев был спокоен, как Александрийский столп. >>
  • //  09.04.2001
Музей Герцена отметил двадцатипятилетие
Дом-музей Герцена на Сивцевом Вражке (филиал Государственного литературного музея) открыли в 1976 году. Особнячок пребывал в аварийном состоянии - населяли его остатние арбатские обыватели. Его вполне могли снести в позднесоветскую пору (для посольства - маловат, а так -- зачем нужен?) и приватизировать в эру нынешнюю, но случилось иначе. >>
  • //  09.04.2001
Завершилась неделя европейского кино
Панорама кино стран Европейского Союза, завершившаяся в Москве в минувшую пятницу, пользовалась успехом у публики, но событием не стала. Это парадокс лишь на первый взгляд: незавидна судьба начинаний, лишенных концепции, своеобразия и заботы организаторов. Последними числятся культурные отделы посольств стран ЕС в Москве и центры при посольствах. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика