N°108 22 июня 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Винера, Марец и С° Коллективная опера на фестивале «Звезды белых ночей»
В рамках гергиевского фестиваля на площадке Театра Льва Додина состоялся проект, чей жанр практически невозможно определить. Спектакль «Царь Демьян» -- плод коллективного труда пяти композиторов из обеих столиц (Вячеслава Гайворонского, Леонида Десятникова, Ираиды Юсуповой, Владимира Николаева и загадочного объединения ТПО «Композитор»), режиссера Виктора Крамера, художника-концептуалиста Александра Бродского, светового мастера Глеба Фильштинского и театрального продюсера Эдуарда Боякова. Так заявлено в программе. Однако все знают, что «Демьян» -- прежде всего плод фантазии куратора проекта, известного музыкального критика и практически неизвестного композитора Петра Поспелова. Его-то музыка и скрывается за перестроечной аббревиатурой -- ТПО. Его-то антиавторские устремления и привели к тому, что первый кирпич в деле фабричного производства современных опер можно теперь считать положенным.
Современных опер должно быть много -- как, например, фильмов; а впятером их писать легче и быстрее, чем одному, -- примерно так мыслит Поспелов. Налаживание этого необычного процесса еще впереди. Пока же есть то, что есть, -- удачный, веселый и ни на что не похожий спектакль. Все в нем чин чином: молодежный оркестр и певцы из Мариинки, дирижер Мариинского театра Александр Титов, отличный хор Юлии Хуторецкой и художественное благословение Валерия Гергиева. По сравнению с тут же приходящим на память прошлогодним монументальным проектом Поспелова -- «Страстями по Матфею» -- «Демьян» получился гораздо лаконичнее и профессиональнее. При всех своих недоделках он имеет вид готового к употреблению продукта. В «Демьяне», не испугавшись очевидного риска, сошлись профессионалы и мечтатели, рефлектирующие одиночки и массовики-затейники, амбициозные мастера и самоуничижительные анонимы. Все они, согласившись на участие в проекте и получив свои куски либретто с четкими сопроводительными указаниями, вынуждены были принять определенные условия совместного проживания в одной партитуре. Получилось что-то вроде композиторского пионерлагеря, где каждый немного проще и общительнее, чем на самом деле. В результате слушатель (не критик) воспринимает оперу как единое целое, а не следит за тем, чей кусок музыки сейчас идет. Критик же может себе позволить заметить, что различия все-таки есть. Музыкальная часть спектакля держалась на двух полюсах: белошвейной работе Десятникова и плакатных шлягерах «творческо-производственного объединения», неизменно вызывавших бурные овации. Но и этого вполне достаточно, чтобы счесть коллективную партитуру состоятельной. Придираться можно было к другому -- работе постановщиков. Сценограф Бродский, выступив скорее в более привычной для него роли архитектора-дизайнера, поместил всех героев в грубо сколоченные деревянные ящики на колесиках и задал тем самым непростую задачу режиссеру. Крамер справился с ней с юмором и сноровкой. Восторг публики вызвали любовные утехи красавицы Винеры и бога Мареца (именно так зовутся в фольклорном источнике Венера с Марсом), заканчивающиеся опрокидыванием водруженной поверх марсового ящика садовой лейки на находящуюся по соседству венерину цветочную клумбу. Однако на более серьезные проблемы режиссерских сил явно не хватило. Между тем выбранный сюжет хоть и оправдывал анонимно-лубочное творчество композиторского пионерлагеря, веселыми шутками никак не ограничивался. «Царь Демьян» (или «Царь Максимиллиан») -- знаменитая пьеса фольклорного театра, существовавшая с середины XIX века во множестве версий (либретто для питерской оперы сделала хороший знаток этой темы Елена Поленова). На остром, неотесанном и добродушном языке она повествует о временах позднеримских гонений на христиан, о жестоком царе, погубившем собственного сына. В свежесочиненной опере эта тема режиссерски никак не решена, а звучит только благодаря нежной музыке Десятникова (ему были поручены все эпизоды, связанные с образом стадальца-царевича). Но сильно печалиться по этому поводу не стоит. Не получилась серьезность в этой опере -- может, получится в следующей. Ведь все только начинается.
Коллективная опера на фестивале «Звезды белых ночей» В рамках гергиевского фестиваля на площадке Театра Льва Додина состоялся проект, чей жанр практически невозможно определить. Спектакль «Царь Демьян» -- плод коллективного труда пяти композиторов из обеих столиц (Вячеслава Гайворонского, Леонида Десятникова, Ираиды Юсуповой, Владимира Николаева и загадочного объединения ТПО «Композитор»), режиссера Виктора Крамера, художника-концептуалиста Александра Бродского, светового мастера Глеба Фильштинского и театрального продюсера Эдуарда Боякова. Так заявлено в программе. Однако все знают, что «Демьян» -- прежде всего плод фантазии куратора проекта, известного музыкального критика и практически неизвестного композитора Петра Поспелова. Его-то музыка и скрывается за перестроечной аббревиатурой -- ТПО. Его-то антиавторские устремления и привели к тому, что первый кирпич в деле фабричного производства современных опер можно теперь считать положенным... >>
Вчера в кинотеатре «Пушкинский» помпезно открылся ХХIII Московский международный кинофестиваль. На открытии были не только официальные лица во главе с Михаилом Касьяновым и Валентиной Матвиенко, но и собственно кинодеятели и актеры, отечественные и зарубежные... >>
О новой повести Ольги Славниковой "Бессмертный" -- третья крупная вещь Ольги Славниковой, решительно заявившей о себе романом "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки". Если осенью 1997 года, когда "Стрекоза..." нежданно залетела в букеровский шорт-лист, изрядная часть литераторской тусовки знать не знала писательницы из Екатеринбурга, то четыре года спустя имя Славниковой более чем "засвечено". Она успела поработать в жюри трех престижных премий, напечатала кучу статей и рецензий во всех статусных журналах, кое-кого разнесла в пух и прах и (это редко случается с критиками из писателей) умно оценила свершения многих коллег. И все это не в ущерб главному: вослед "Стрекозе..." появился роман "Один в зеркале" (1999), ныне мы читаем "Бессмертного", а "Новый мир" анонсирует еще один роман. Такой напор впечатляет и сам по себе, но особенно -- при внимательном чтении славниковской прозы... >>
Вчера Геннадий Рождественский официально был освобожден от обязанностей генерального художественного директора Большого театра. Теперь он будет появляться в Москве лишь в качестве приглашенного дирижера различных столичных оркестров и продолжит педагогическую деятельность в Московской консерватории. >>
В галерее "Дом Нащокина" открылась выставка художников российского кино Выставка работ художников кино -- идея заманчивая: даже фотографии со съемок рассматривать забавно, не говоря уж о декорациях, эскизах и костюмах. По работам художника можно смотреть кино "в разрезе" -- так, что видно "из какого сора" оно сделано. Но выставку в "Доме Нащокина" сделали с акцентом не на фильмах, а на художниках. Причем художниках со стажем -- мэтрах. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|