N°101
09 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  09.06.2001
Новый Гендель в старом Геттингене
На барочных фестивалях тоже бывают мировые премьеры

версия для печати
Генделевский фестиваль в немецком городе Геттингене -- самый старый барочный фестиваль в мире. В этом году ему исполнился 81 год. Одной этой цифры достаточно, чтобы уважать главное культурное событие знаменитого университетского городка, а тут еще такая удача -- в лондонских архивах нашли неизвестную генделевскую партитуру. Два года непрерывного источниковедческого труда гамбургского профессора Ханса Иохима Маркса дали миру еще двадцать минут легкой, блестящей и виртуозной музыки, созданной великим немцем. Она называется Gloria, является, по всей видимости, частью некой «Мессы Антония Падуанского» и была сочинена совсем юным Генделем примерно в 1707 году.

Для фестиваля, специализирующегося на старинной музыке, подобные новинки очень ценны. Барочная музыка, открытая большей частью ХХ веком, за последние сто лет прошла несколько степеней очистки. Между тем, как исполняли Баха и Генделя в начале прошлого века, и тем, как их принято исполнять в начале нынешнего, -- дистанция огромного размера. И преодолеть ее не так-то легко. А новенькую «Глорию» чистить не надо -- грузными традициями романтизма она не запятнана. Прямо из истории она попадает в руки завзятого аутентиста, бывшего флейтиста знаменитого оркестра Кристофера Хогвуда, а ныне художественного руководителя геттингенского фестиваля, дирижера Николаса Макгегана. И он вместе со своим любимым барочным оркестром из Сан-Франциско и своей любимой певицей из Канады Доминик Лабель делает с находкой то, что считает нужным. А именно -- исполняет ее тонко, камерно, прозрачно.

Вместе с тем новая итальяноязычная партитура вряд ли что-нибудь добавляет к композиторскому облику Генделя, которого прихотливые музыкальные вкусы его времени заставили отдать свой талант двум жанрам: сначала итальянской опере, потом английской оратории. Обе эти ипостаси в Геттингене были представлены. Комическая опера «Партенопа» (1730) и библейская оратория «Саул» (1738) составили костяк фестивальной программы (которая, конечно, не ограничивается музыкой Генделя) и показали, что ничего веселее барочных партитур быть не может.

Сейчас сложно представить среднестатистического слушателя генделевских времен. Скорее всего он был более неспешен, чем нынешний. Он готов был терпеть бесконечные часы музыки, наслаждаясь изгибами запутанного сюжета и чувственными колоратурами кастратов. Нынче кастратов нет, их заменяют гораздо менее волнующие создания -- контртенора. А сюжетные ходы не идут ни в какое сравнение с актуальными и динамичными киносценариями. Так что, как ни ратуют аутентисты за верность старине, но адаптировать генделевскую музыку к современным, пусть даже очень просвещенным вкусам фестивальной публики приходится.

В «Сауле» этим занялся маэстро Петер Нойман, в руках которого находились крепкие солисты, кельнский Камерный хор и кельнский же оркестр «Коллегиум Картузианум». Богатую, плотную генделевскую партитуру он разыграл празднично и театрально, намеренно акцентируя все, что только можно. Каждый участник оратории, будь то Саулова стерва-дочка Мераб (Симона Кермес), поднебесные колокольчики, неожиданно появившиеся в аккомпанементе одного из хоров, или возвышавшийся над оркестром гигантских размеров старинный контрфагот, был наделен своим собственным неповторимым характером. Несмотря на трагизм разворачивающихся событий, публика смеялась и ликовала.

В «Партенопе», над которой помимо маэстро Макгегана и его американского оркестра потрудился кельнский режиссер Игорь Фолвиль, зрители просто-таки умирали от смеха. Традиционно оперную историю про то, как правительница Неаполя, прекрасная Партенопа никак не может выбрать себе суженого из имеющихся в наличие четырех мужчин и одной переодетой в мужчину женщины, он обернул пародией на эту самую традиционную барочную оперу. Кульминацией спектакля стала невероятно остроумная сцена войны, невесть откуда вторгшаяся в любовный сюжет, во время которой артисты, старательно сохраняя горделивую осанку, осторожно бродили в фугасном дыму. Пусть певцы не всегда справлялись с головоломными пассажами (они составляют 99% всей музыки), зато отменно изображали напыщенность, трусливость, сладострастие. Масочные контрасты режиссер укрупнил до предела. Больше всего оваций выпало на долю гротескового принца Арсаче, роль которого исполнил контртенор Кай Вессель, и обаятельной виновницы всех этих перипетий, молоденькой и хорошенькой американки Мередит Холл.

Если верить музыкальным историкам, во времена Генделя сексапильную Партенопу играла маленькая и некрасивая певица. Хорошо, что геттингенские аутентисты не настолько правоверны, чтобы добиваться в своих постановках близости к первоисточнику.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.06.2001
Сегодня в Венеции открывается 49-я Международная художественная выставка
Всю Венецианскую биеннале -- самую престижную художественную выставку в мире -- можно назвать «залом славы». В отличие от других международных арт-фестивалей, Венецианская биеннале -- это не смотр радикальных новаций (как кассельская «Документа»), не политическое мероприятие (как путешествующая по Европе «Манифеста»), а салон современного искусства. Здесь представлены те, кто уже знаменит, кто уже прославился. Сюда отбирают за заслуги. Здесь не говорят о новом, а подводят итоги... >>
  • //  09.06.2001
В октябре Москва увидит мюзикл «Два капитана»
Дуэт бардов «Иваси» (в миру -- Алексей Иващенко и Георгий Васильев) занят масштабным проектом. Еще много лет назад они решили запустить русский мюзикл, ибо до сих пор мюзиклов в России, по сути, нет. Поначалу «Иваси» хотели купить лицензию на какой-нибудь увядший западный мюзикл и «катать» его в Москве, но кризис пресек эту затею. Было решено идею не заимствовать, а изобретать. За основу был взят роман Вениамина Каверина «Два капитана». >>
  • //  09.06.2001
На барочных фестивалях тоже бывают мировые премьеры
Генделевский фестиваль в немецком городе Геттингене -- самый старый барочный фестиваль в мире. В этом году ему исполнился 81 год. Одной этой цифры достаточно, чтобы уважать главное культурное событие знаменитого университетского городка, а тут еще такая удача -- в лондонских архивах нашли неизвестную генделевскую партитуру. Два года непрерывного источниковедческого труда гамбургского профессора Ханса Иохима Маркса дали миру еще двадцать минут легкой, блестящей и виртуозной музыки, созданной великим немцем... >>
  • //  09.06.2001
Конкурс «Кинотавра» перевалил за середину
Российский конкурс, включивший беспрецедентное количество фильмов, продемонстрировал: большинство картин снято по инициативе частных лиц -- ничего похожего на прежние массированные выступления «Мосфильма» Грустнее всего, что в России совсем не снимают картин, рассчитанных на вкус «среднего класса», какие, кстати, встречаются среди европейских конкурсантов. Про себя, свои впечатления, про обычных людей -- картины, доступные пониманию, но не слишком примитивные... >>
  • //  09.06.2001
Валери Древиль играет Медею в «Школе драматического искусства»
Хайнера Мюллера, знаменитого немецкого драматурга, включившего в контекст политической жизни ХХ века едва ли не все классические сюжеты, в России и прежде не ставили, и теперь почти не ставят. Вот и Анатолия Васильева -- несмотря на любовь к экспериментам -- в любви к Мюллеру заподозрить было непросто. В конце концов что может быть общего между левым западным интеллектуалом и русским, вполне себе православным режиссером? Альянс тем не менее состоялся -- и причин тому несколько. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика