N°101
09 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  09.06.2001
Не уменьем, так числом
Конкурс «Кинотавра» перевалил за середину

версия для печати
Фестиваль, как мячик, катящийся с горы, движется чем дальше, тем быстрее. В последнее время показывают по пять, а то и шесть конкурсных картин в день. Плюс внеконкурсные программы, дополнительные просмотры, незапланированные показы, которые устраивают энтузиасты, прибывшие за свой счет в надежде привлечь внимание влиятельных лиц.

Российский конкурс, включивший беспрецедентное количество фильмов, продемонстрировал: большинство картин снято по инициативе частных лиц -- ничего похожего на прежние массированные выступления «Мосфильма» или «НТВ-Профит». Сегодня в России кино в основном снимают маленькие независимые компании на ими самими добытые деньги. Есть два вида фильмов -- в одних режиссер, зачастую он же продюсер, выражает художественные амбиции. Судьба таких картин в случае удачи -- кочевье по фестивалям. Другие снимают кино для массового зрителя и рассчитывают на коммерческий успех.

К первой категории относятся преимущественно дебюты. В основной программе таких фильмов меньше -- пока это только «Второстепенные люди», «Любовь и другие кошмары», о которых наша газета уже писала. Фильм «Место на земле», заявленный в конкурсе, в последний момент авторы не дали -- его взяли на ММКФ, правда в информационную программу Петра Шепотинника.

В «коммерческой» зоне преобладают жанровые картины «для народа», с простым сюжетом, сентиментальные мелодрамы или комедии. Очевидно, именно это и пользуется наибольшим спросом. Поскольку по-настоящему хороших картин в конкурсе всего четыре-пять, организаторы руководствовались при отборе принципом «всякой твари по паре», но количественные закономерности все равно наблюдаются.

Яркие впечатления вызвала картина «Под Полярной звездой» режиссера-самоучки Максима Воронкова, снимавшего ранее разухабистые комедии «Бабник-2», «Шуб-Баба Люба». На этот раз Воронков и продюсер Юрий Чучелов взялись за эпическую драму из истории газовой отрасли. Задумано восемь полнометражных фильмов -- с 70-х до наших дней. Фильм точно копирует стилистику советских производственных драм, с трудовыми подвигами, подлыми карьеристами, мудрыми руководителями и честными, но гордыми героями, в силу сложности характера и неумения приспосабливаться попадающими в тяжелые передряги. Первая часть, под убойным названием «Быть добру», впрочем, держится на недюжинном таланте актера Сергея Баталова в роли главного героя Егозы, бывшего зэка, ныне мелкого начальника. Количество несообразностей в сюжете, основанном на прозе некоего автора-газовика, неимоверно. Однако штампы старого стиля сегодня воспринимаются как милое ретро или даже как базовая эстетика, а потому все благоглупости про трудную жизнь «на северах» публика съедает с явным удовольствием. Две серии (172 минуты) зал отсидел не переводя дыхание. При нулевом художественном качестве. Зато на воспоминаниях об эстетическом воспитании, полученном при советской власти. Тыл у нас крепкий, наше дело -- труба. Кстати, авторы утверждают, что «Газпром» фильм не финансировал. Журналисты уверены в обратном.

Лучше всего пока принимали фильм «Сестры» Сергея Бодрова. На нем помирились те, кого возмущал идеологический экстремизм «Брата», с теми, кто видит в Бодрове продолжателя дела Балабанова. Пожалуй, у этой картины самые большие шансы победить в конкурсе дебютов, где пока преобладают бессмысленные фильмы, снимавшиеся, за нехваткой средств, по многу лет и наконец безрадостно завершенные. Например, «Сиреневые сумерки» Юрия Конопкина, смысл и сюжет которого журналисты пытались восстановить коллективно и не могли. Или «Репете» Евгения Малявского, измучившего своей красивостью до тошноты. Пока помимо «Сестер», поражающих профессионализмом даже на фоне основного конкурса, более или менее удачным дебютом можно счесть лишь картину Екатерины Харламовой «Текст, или Апология комментария», сочиненную по байкам Фаины Раневской и рассказу Набокова «Забытый поэт». Эпатирующая публику сложными словами типа «интертекстуальность», дебютантка тем не менее показала себя, сняв фильм слишком замысловатый, но привлекающий нестандартным мышлением и вкусом к разглядыванию мира, что, собственно, и есть одна из главных задач кинематографа.

Грустнее всего, что в России совсем не снимают картин, рассчитанных на вкус «среднего класса», какие, кстати, встречаются среди европейских конкурсантов. Про себя, свои впечатления, про обычных людей. Картины, доступные пониманию, но не слишком примитивные, без мифических газовиков, условных бандитов, безумных киллерш. Даже из первого интеллектуального военного детектива, романа Владимира Богомолова, создатели фильма «В августе 44-го» -- перессорившиеся между собой режиссер Михаил Пташук и продюсер Владимир Семаго -- совместными, хотя и несогласованными усилиями сделали средний голливудский боевик. Возможно, его охотно посмотрят эстетствующий киноман или так называемый «простой зритель», но вряд ли он будет интересен тем, кто когда-то зачитывался романом.
Алена СОЛНЦЕВА, Сочи

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.06.2001
Сегодня в Венеции открывается 49-я Международная художественная выставка
Всю Венецианскую биеннале -- самую престижную художественную выставку в мире -- можно назвать «залом славы». В отличие от других международных арт-фестивалей, Венецианская биеннале -- это не смотр радикальных новаций (как кассельская «Документа»), не политическое мероприятие (как путешествующая по Европе «Манифеста»), а салон современного искусства. Здесь представлены те, кто уже знаменит, кто уже прославился. Сюда отбирают за заслуги. Здесь не говорят о новом, а подводят итоги... >>
  • //  09.06.2001
В октябре Москва увидит мюзикл «Два капитана»
Дуэт бардов «Иваси» (в миру -- Алексей Иващенко и Георгий Васильев) занят масштабным проектом. Еще много лет назад они решили запустить русский мюзикл, ибо до сих пор мюзиклов в России, по сути, нет. Поначалу «Иваси» хотели купить лицензию на какой-нибудь увядший западный мюзикл и «катать» его в Москве, но кризис пресек эту затею. Было решено идею не заимствовать, а изобретать. За основу был взят роман Вениамина Каверина «Два капитана». >>
  • //  09.06.2001
На барочных фестивалях тоже бывают мировые премьеры
Генделевский фестиваль в немецком городе Геттингене -- самый старый барочный фестиваль в мире. В этом году ему исполнился 81 год. Одной этой цифры достаточно, чтобы уважать главное культурное событие знаменитого университетского городка, а тут еще такая удача -- в лондонских архивах нашли неизвестную генделевскую партитуру. Два года непрерывного источниковедческого труда гамбургского профессора Ханса Иохима Маркса дали миру еще двадцать минут легкой, блестящей и виртуозной музыки, созданной великим немцем... >>
  • //  09.06.2001
Конкурс «Кинотавра» перевалил за середину
Российский конкурс, включивший беспрецедентное количество фильмов, продемонстрировал: большинство картин снято по инициативе частных лиц -- ничего похожего на прежние массированные выступления «Мосфильма» Грустнее всего, что в России совсем не снимают картин, рассчитанных на вкус «среднего класса», какие, кстати, встречаются среди европейских конкурсантов. Про себя, свои впечатления, про обычных людей -- картины, доступные пониманию, но не слишком примитивные... >>
  • //  09.06.2001
Валери Древиль играет Медею в «Школе драматического искусства»
Хайнера Мюллера, знаменитого немецкого драматурга, включившего в контекст политической жизни ХХ века едва ли не все классические сюжеты, в России и прежде не ставили, и теперь почти не ставят. Вот и Анатолия Васильева -- несмотря на любовь к экспериментам -- в любви к Мюллеру заподозрить было непросто. В конце концов что может быть общего между левым западным интеллектуалом и русским, вполне себе православным режиссером? Альянс тем не менее состоялся -- и причин тому несколько. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика