|
|
N°101, 09 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не уменьем, так числом
Конкурс «Кинотавра» перевалил за середину
Фестиваль, как мячик, катящийся с горы, движется чем дальше, тем быстрее. В последнее время показывают по пять, а то и шесть конкурсных картин в день. Плюс внеконкурсные программы, дополнительные просмотры, незапланированные показы, которые устраивают энтузиасты, прибывшие за свой счет в надежде привлечь внимание влиятельных лиц.
Российский конкурс, включивший беспрецедентное количество фильмов, продемонстрировал: большинство картин снято по инициативе частных лиц -- ничего похожего на прежние массированные выступления «Мосфильма» или «НТВ-Профит». Сегодня в России кино в основном снимают маленькие независимые компании на ими самими добытые деньги. Есть два вида фильмов -- в одних режиссер, зачастую он же продюсер, выражает художественные амбиции. Судьба таких картин в случае удачи -- кочевье по фестивалям. Другие снимают кино для массового зрителя и рассчитывают на коммерческий успех.
К первой категории относятся преимущественно дебюты. В основной программе таких фильмов меньше -- пока это только «Второстепенные люди», «Любовь и другие кошмары», о которых наша газета уже писала. Фильм «Место на земле», заявленный в конкурсе, в последний момент авторы не дали -- его взяли на ММКФ, правда в информационную программу Петра Шепотинника.
В «коммерческой» зоне преобладают жанровые картины «для народа», с простым сюжетом, сентиментальные мелодрамы или комедии. Очевидно, именно это и пользуется наибольшим спросом. Поскольку по-настоящему хороших картин в конкурсе всего четыре-пять, организаторы руководствовались при отборе принципом «всякой твари по паре», но количественные закономерности все равно наблюдаются.
Яркие впечатления вызвала картина «Под Полярной звездой» режиссера-самоучки Максима Воронкова, снимавшего ранее разухабистые комедии «Бабник-2», «Шуб-Баба Люба». На этот раз Воронков и продюсер Юрий Чучелов взялись за эпическую драму из истории газовой отрасли. Задумано восемь полнометражных фильмов -- с 70-х до наших дней. Фильм точно копирует стилистику советских производственных драм, с трудовыми подвигами, подлыми карьеристами, мудрыми руководителями и честными, но гордыми героями, в силу сложности характера и неумения приспосабливаться попадающими в тяжелые передряги. Первая часть, под убойным названием «Быть добру», впрочем, держится на недюжинном таланте актера Сергея Баталова в роли главного героя Егозы, бывшего зэка, ныне мелкого начальника. Количество несообразностей в сюжете, основанном на прозе некоего автора-газовика, неимоверно. Однако штампы старого стиля сегодня воспринимаются как милое ретро или даже как базовая эстетика, а потому все благоглупости про трудную жизнь «на северах» публика съедает с явным удовольствием. Две серии (172 минуты) зал отсидел не переводя дыхание. При нулевом художественном качестве. Зато на воспоминаниях об эстетическом воспитании, полученном при советской власти. Тыл у нас крепкий, наше дело -- труба. Кстати, авторы утверждают, что «Газпром» фильм не финансировал. Журналисты уверены в обратном.
Лучше всего пока принимали фильм «Сестры» Сергея Бодрова. На нем помирились те, кого возмущал идеологический экстремизм «Брата», с теми, кто видит в Бодрове продолжателя дела Балабанова. Пожалуй, у этой картины самые большие шансы победить в конкурсе дебютов, где пока преобладают бессмысленные фильмы, снимавшиеся, за нехваткой средств, по многу лет и наконец безрадостно завершенные. Например, «Сиреневые сумерки» Юрия Конопкина, смысл и сюжет которого журналисты пытались восстановить коллективно и не могли. Или «Репете» Евгения Малявского, измучившего своей красивостью до тошноты. Пока помимо «Сестер», поражающих профессионализмом даже на фоне основного конкурса, более или менее удачным дебютом можно счесть лишь картину Екатерины Харламовой «Текст, или Апология комментария», сочиненную по байкам Фаины Раневской и рассказу Набокова «Забытый поэт». Эпатирующая публику сложными словами типа «интертекстуальность», дебютантка тем не менее показала себя, сняв фильм слишком замысловатый, но привлекающий нестандартным мышлением и вкусом к разглядыванию мира, что, собственно, и есть одна из главных задач кинематографа.
Грустнее всего, что в России совсем не снимают картин, рассчитанных на вкус «среднего класса», какие, кстати, встречаются среди европейских конкурсантов. Про себя, свои впечатления, про обычных людей. Картины, доступные пониманию, но не слишком примитивные, без мифических газовиков, условных бандитов, безумных киллерш. Даже из первого интеллектуального военного детектива, романа Владимира Богомолова, создатели фильма «В августе 44-го» -- перессорившиеся между собой режиссер Михаил Пташук и продюсер Владимир Семаго -- совместными, хотя и несогласованными усилиями сделали средний голливудский боевик. Возможно, его охотно посмотрят эстетствующий киноман или так называемый «простой зритель», но вряд ли он будет интересен тем, кто когда-то зачитывался романом.
Алена СОЛНЦЕВА, Сочи