N°174 24 ноября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Родительские миллиарды Образование в России становится платным
Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу.
Программа модернизации образования, вышедшая весной из Центра стратегических разработок и определяющая вектор государственной политики в сфере просвещения по меньшей мере на ближайшие 10 лет, бросает вызов устоявшимся представлениям о процессе приобретения знаний. В этом документе государство декларирует: хорошее образование можно получить только за деньги. До сих пор власть не решалась столь открыто соглашаться с этой общепризнанной аксиомой. Возможно, потому, что даже либерально настроенные слои общества еще не совсем готовы распрощаться с конституционно дарованным правом на бесплатное образование. Теперь же довольно четко сформулированы условия государственных капиталовложений в систему просвещения: если будет меняться само образование, и если деньги будет вкладывать общество. Авторы в основном одобренной правительством Программы модернизации образования основывались на расчетах, которые показывают, что сегодня российские родители расходуют на обучение своих детей порядка 2 миллиардов долларов ежегодно. Во всяком случае, приблизительно в половину этой суммы сегодня оцениваются затраты на репетиторство, подготовительные курсы, а также косвенные и прямые взятки при поступлении в вузы. Таким образом, власть всего лишь предлагает закрепить де-юре отношения, существующие де-факто уже по меньшей мере десятилетие. За счет легализации «родительских миллиардов» правительство надеется решить ряд сегодняшних проблем отрасли. Причем если сегодня, как показывают опросы, в финансировании образования принимают участие лишь 25--30% семей, то к 2010 году, по мере роста благосостояния населения, ожидается, что количество родителей, софинансирующих обучение своих детей, увеличится до 40--45%, а объем вложенных ими средств поднимется до 5--6 миллиардов долларов. Для того чтобы эти деньги наряду с бюджетными ассигнованиями поступали напрямую в систему образования и способствовали ее развитию, а не растворялись в околовузовской или околошкольной среде, и будут осуществляться основные шаги реформы. В частности, платными станут все занятия сверх определенного минимального образовательного стандарта. Соответственно, родителям придется в той или иной мере платить за обучение детей в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением ряда предметов. Причем количество средних учебных заведений, отличающихся более высоким уровнем преподавания по сравнению с обычными школами, планируется увеличить с нынешних 10 до как минимум 20%. Для достижения тех же целей вводится и Единый общенациональный экзамен по окончании средней школы, который призван не только наглухо забетонировать благодатную почву для взяточничества при поступлении в вузы, но и жестко предопределить, какую сумму придется вложить семье вчерашнего школьника, чтобы он мог продолжить образование в университете или институте. В ближайшее десятилетие доля «коммерческих» студентов в частных и государственных высших учебных заведениях страны должна достигнуть как минимум 70%. Только те выпускники школ, которые продемонстрируют в ходе тестирования отличные результаты, смогут претендовать на стопроцентную финансовую поддержку государства. Остальным придется, в зависимости от результатов экзамена, в различной степени инвестировать в свой вузовский диплом средства из семейного бюджета. Компенсировать этот переход от советского прошлого к российскому будущему должен декларируемый в Программе модернизации принцип общедоступности образования. Его реализация на практике предполагает резервирование бесплатных мест для обучения в вузах и «продвинутых» средних учебных заведениях для наиболее одаренных детей из малообеспеченных слоев. Предоставление налоговых льгот родителям, инвестирующим средства в образование детей. Развитие в сфере образования современных информационных технологий, предоставляющих школьникам из глубинки равный с жителями мегаполисов доступ ко всем научным и библиотечным ресурсам. В общем, свои социальные обязательства перед гражданами государство ограничивает созданием относительно равных для всех условий приобретения знаний, а дальнейшую поддержку обещает лишь тем, кто сумеет доказать, что годы учения не прошли даром (как в прямом, так и в переносном смысле). И именно с этой точки зрения отныне предлагается трактовать 43-ю статью российской Конституции, гарантирующую российским гражданам право на образование. Использование платных услуг представителями среднего класса
Российский независимый институт социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф.Эберта Должны ли быть предоставлены молодежи равные возможности для получения высшего образования вне зависимости от доходов семьи?
Независимый исследовательский центр РОМИР. Всероссийский опрос 1500 респондентов по репрезентативной выборке (40 субъектов РФ, 160 точек опроса). 2000 г.
Образование в России становится платным Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу. >>
В этом году исполняется 10 лет Международному университету. Один из первых негосударственных вузов основал бывший руководитель Госкомобразования СССР Геннадий Ягодин, провозгласивший главной целью создание в стране новой социальной группы - среднего класса. >>
Вместо того чтобы ходить в школу, старшеклассникам предлагают оставаться у телевизоров. Министерство образования и межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» открыли проект «Телешкола-экстернат», который является новой формой дистанционного образования. >>
Частное образование в России отмечает в этом году 10-летний юбилей. Стремительный рост негосударственных образовательных структур пришелся на 1993-1996 годы. >>
Если не принимать во внимание сегодняшний уровень доходов российских семей, то можно с большой долей уверенности утверждать, что вопрос о том, где продолжать образование, для наших школьников практически не стоит. Он решен. Исследования настроений учащихся, проведенные целым рядом социологических центров, показывают: больше половины старшеклассников сегодня предпочли бы учиться в вузах за рубежом. >>
Как научить "болтать" по-английски Иностранный язык перестал быть роскошью. И многие родители давно поняли, что если они хотят в будущем избавить своего ребенка от лишней проблемы, то язык он должен начать изучать с детства. Но что предпочесть: спецшколу, индивидуального репетитора, курсы? И что делать, если ребенок освоил все тонкости «будущего в прошлом» и «плюсквамперфекта», но за границей не умеет объясниться даже с официантом? >>
После уроков В представлении россиян швейцарское образование всегда было элитарным. Не случайно по некоторым данным порядка 40% детей «новых русских» обучаются в различных школах этой страны. Но наряду с закрытыми пансионами они учатся и в общедоступных учебных заведениях, которые при ближайшем рассмотрении оказались вполне похожими на наши. >>
В России появился телевизионный экстернат У старшеклассников появилась возможность освободиться от походов в школу и освоить курс 10-11 классов, не отходя от телевизора. Министерство образования и Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» разработали проект нового дистанционного обучения - телевизионного экстерната. >>
Сегодня в Великобритании учится около 20 тысяч россиян. Большинство из них занимается на языковых курсах, и только 500 своих отпрысков родители отправили в школы с полным пансионом. Обучение в британской школе стоит 25-30 тысяч долларов в год, включая проживание и питание. Но эти деньги, как считают родители, потом принесут дивиденды. >>
В лицее Международного университета к учебе относятся всерьез В Московском комитете образования до сих пор убеждены, что в негосударственных школах требования к знаниям ниже, чем в муниципальных. Порой чиновники заявляют, что частные школы - это узаконенная покупка аттестата о среднем образовании.
Поэтому частникам постоянно приходится доказывать противоположное. Лицею Международного университета это удается. >>
Частные школы в перестроечной России конца 80-х стали появляться как альтернатива государственной системе образования.
Черты элитарности они стали приобретать с 1997 года. Главными целями были провозглашены развитие модели личностно-ориентированного обучения, разработка нового содержания образования; создание новых технологий обучения.
Наиболее коммерчески успешные российские частные школы можно разделить на две группы. >>
О «национальных особенностях» российских частных школ, рассказывает президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Вильсон. >>
На вопросы газеты "Время новостей" отвечают министр образования Владимир Филлипов, бывший зам. министра образования Александр Асмолов, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и др. >>
Наибольшим спросом у тех, кто хочет учиться в общеобразовательных школах за рубежом, пользуется Великобритания. Второе и третье места на российском рынке занимают Ирландия и Швейцария. Швейцарские школы отличаются очень комфортными условиями для проживания учеников, однако об академичности, фундаментальности образования там говорить не приходится. >>
После того как в декабре 1999 года тогда еще председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о начале разработки стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу, в Центре стратегических разработок была создана инициативная группа под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. ЦСР подготовил Программу модернизации образования, которая стала первым разделом программы стратегии развития России. >>
В Москве прошла американская неделя международного образования. Ее объявили секретарь США по вопросам образования Ричард В. Райли и госсекретарь США Мадлен Олбрайт. >>
С момента появления компьютерных игр не утихают споры о пагубном воздействии некоторых из них на неокрепшие нравственность, психику и здоровье детей. Однако едва ли не единственной попыткой поставить заслон жестоким и полупорнографическим играм можно считать специальный приказ об обязательной психологической экспертизе, выпущенный Министерством образования минувшим летом. Причем, весьма неудачной попыткой. >>
Поиск наиболее перспективных абитуриентов среди школьников выпускных классов уже давно вошел в традицию многих вузов. Однако если раньше выявлением и отбором перспективных абитуриентов в основном занимались только несколько крупных университетов, то теперь необходимость этого стала очевидна и для многих институтов. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|