N°174
24 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  18.12.2000
Родительские миллиарды
Образование в России становится платным

версия для печати
Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу.

Программа модернизации образования, вышедшая весной из Центра стратегических разработок и определяющая вектор государственной политики в сфере просвещения по меньшей мере на ближайшие 10 лет, бросает вызов устоявшимся представлениям о процессе приобретения знаний. В этом документе государство декларирует: хорошее образование можно получить только за деньги. До сих пор власть не решалась столь открыто соглашаться с этой общепризнанной аксиомой. Возможно, потому, что даже либерально настроенные слои общества еще не совсем готовы распрощаться с конституционно дарованным правом на бесплатное образование. Теперь же довольно четко сформулированы условия государственных капиталовложений в систему просвещения: если будет меняться само образование, и если деньги будет вкладывать общество.

Авторы в основном одобренной правительством Программы модернизации образования основывались на расчетах, которые показывают, что сегодня российские родители расходуют на обучение своих детей порядка 2 миллиардов долларов ежегодно. Во всяком случае, приблизительно в половину этой суммы сегодня оцениваются затраты на репетиторство, подготовительные курсы, а также косвенные и прямые взятки при поступлении в вузы. Таким образом, власть всего лишь предлагает закрепить де-юре отношения, существующие де-факто уже по меньшей мере десятилетие. За счет легализации «родительских миллиардов» правительство надеется решить ряд сегодняшних проблем отрасли. Причем если сегодня, как показывают опросы, в финансировании образования принимают участие лишь 25--30% семей, то к 2010 году, по мере роста благосостояния населения, ожидается, что количество родителей, софинансирующих обучение своих детей, увеличится до 40--45%, а объем вложенных ими средств поднимется до 5--6 миллиардов долларов.

Для того чтобы эти деньги наряду с бюджетными ассигнованиями поступали напрямую в систему образования и способствовали ее развитию, а не растворялись в околовузовской или околошкольной среде, и будут осуществляться основные шаги реформы. В частности, платными станут все занятия сверх определенного минимального образовательного стандарта. Соответственно, родителям придется в той или иной мере платить за обучение детей в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением ряда предметов. Причем количество средних учебных заведений, отличающихся более высоким уровнем преподавания по сравнению с обычными школами, планируется увеличить с нынешних 10 до как минимум 20%.

Для достижения тех же целей вводится и Единый общенациональный экзамен по окончании средней школы, который призван не только наглухо забетонировать благодатную почву для взяточничества при поступлении в вузы, но и жестко предопределить, какую сумму придется вложить семье вчерашнего школьника, чтобы он мог продолжить образование в университете или институте. В ближайшее десятилетие доля «коммерческих» студентов в частных и государственных высших учебных заведениях страны должна достигнуть как минимум 70%. Только те выпускники школ, которые продемонстрируют в ходе тестирования отличные результаты, смогут претендовать на стопроцентную финансовую поддержку государства. Остальным придется, в зависимости от результатов экзамена, в различной степени инвестировать в свой вузовский диплом средства из семейного бюджета.

Компенсировать этот переход от советского прошлого к российскому будущему должен декларируемый в Программе модернизации принцип общедоступности образования. Его реализация на практике предполагает резервирование бесплатных мест для обучения в вузах и «продвинутых» средних учебных заведениях для наиболее одаренных детей из малообеспеченных слоев. Предоставление налоговых льгот родителям, инвестирующим средства в образование детей. Развитие в сфере образования современных информационных технологий, предоставляющих школьникам из глубинки равный с жителями мегаполисов доступ ко всем научным и библиотечным ресурсам. В общем, свои социальные обязательства перед гражданами государство ограничивает созданием относительно равных для всех условий приобретения знаний, а дальнейшую поддержку обещает лишь тем, кто сумеет доказать, что годы учения не прошли даром (как в прямом, так и в переносном смысле). И именно с этой точки зрения отныне предлагается трактовать 43-ю статью российской Конституции, гарантирующую российским гражданам право на образование.

Использование платных услуг представителями среднего класса
Платные медицинские услуги 26,5%
Поездки за рубеж 30,3
Платные образовательные услуги для детей 28,1%
Строительство или покупка жилья 20,2
Никакими услугами не пользовались 13,0


Российский независимый институт социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф.Эберта

Должны ли быть предоставлены молодежи равные возможности для получения высшего образования вне зависимости от доходов семьи?
Полностью согласен 84,6%
Скорее согласен 11,3%
Скорее не согласен 0,5%
Полностью не согласен 0,6%
Затрудняюсь ответить 3%


Независимый исследовательский центр РОМИР. Всероссийский опрос 1500 респондентов по репрезентативной выборке (40 субъектов РФ, 160 точек опроса). 2000 г.
ОЛЕГ ВОЛКОВ

  ОБРАЗОВАНИЕ  
  • //  18.12.2000
Образование в России становится платным
Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу. >>
  • //  18.12.2000
В этом году исполняется 10 лет Международному университету. Один из первых негосударственных вузов основал бывший руководитель Госкомобразования СССР Геннадий Ягодин, провозгласивший главной целью создание в стране новой социальной группы - среднего класса. >>
  • //  18.12.2000
Вместо того чтобы ходить в школу, старшеклассникам предлагают оставаться у телевизоров. Министерство образования и межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» открыли проект «Телешкола-экстернат», который является новой формой дистанционного образования. >>
  • //  18.12.2000
Частное образование в России отмечает в этом году 10-летний юбилей. Стремительный рост негосударственных образовательных структур пришелся на 1993-1996 годы. >>
  • //  18.12.2000
Если не принимать во внимание сегодняшний уровень доходов российских семей, то можно с большой долей уверенности утверждать, что вопрос о том, где продолжать образование, для наших школьников практически не стоит. Он решен. Исследования настроений учащихся, проведенные целым рядом социологических центров, показывают: больше половины старшеклассников сегодня предпочли бы учиться в вузах за рубежом. >>
  • //  18.12.2000
Как научить "болтать" по-английски
Иностранный язык перестал быть роскошью. И многие родители давно поняли, что если они хотят в будущем избавить своего ребенка от лишней проблемы, то язык он должен начать изучать с детства. Но что предпочесть: спецшколу, индивидуального репетитора, курсы? И что делать, если ребенок освоил все тонкости «будущего в прошлом» и «плюсквамперфекта», но за границей не умеет объясниться даже с официантом? >>
  • //  18.12.2000
После уроков
В представлении россиян швейцарское образование всегда было элитарным. Не случайно по некоторым данным порядка 40% детей «новых русских» обучаются в различных школах этой страны. Но наряду с закрытыми пансионами они учатся и в общедоступных учебных заведениях, которые при ближайшем рассмотрении оказались вполне похожими на наши. >>
  • //  18.12.2000
В России появился телевизионный экстернат
У старшеклассников появилась возможность освободиться от походов в школу и освоить курс 10-11 классов, не отходя от телевизора. Министерство образования и Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» разработали проект нового дистанционного обучения - телевизионного экстерната. >>
  • //  18.12.2000
Сегодня в Великобритании учится около 20 тысяч россиян. Большинство из них занимается на языковых курсах, и только 500 своих отпрысков родители отправили в школы с полным пансионом. Обучение в британской школе стоит 25-30 тысяч долларов в год, включая проживание и питание. Но эти деньги, как считают родители, потом принесут дивиденды. >>
  • //  18.12.2000
В лицее Международного университета к учебе относятся всерьез
В Московском комитете образования до сих пор убеждены, что в негосударственных школах требования к знаниям ниже, чем в муниципальных. Порой чиновники заявляют, что частные школы - это узаконенная покупка аттестата о среднем образовании. Поэтому частникам постоянно приходится доказывать противоположное. Лицею Международного университета это удается. >>
  • //  18.12.2000
Частные школы в перестроечной России конца 80-х стали появляться как альтернатива государственной системе образования. Черты элитарности они стали приобретать с 1997 года. Главными целями были провозглашены развитие модели личностно-ориентированного обучения, разработка нового содержания образования; создание новых технологий обучения. Наиболее коммерчески успешные российские частные школы можно разделить на две группы. >>
  • //  18.12.2000
О «национальных особенностях» российских частных школ, рассказывает президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Вильсон. >>
  • //  18.12.2000
На вопросы газеты "Время новостей" отвечают министр образования Владимир Филлипов, бывший зам. министра образования Александр Асмолов, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и др. >>
  • //  18.12.2000
Наибольшим спросом у тех, кто хочет учиться в общеобразовательных школах за рубежом, пользуется Великобритания. Второе и третье места на российском рынке занимают Ирландия и Швейцария. Швейцарские школы отличаются очень комфортными условиями для проживания учеников, однако об академичности, фундаментальности образования там говорить не приходится. >>
  • //  18.12.2000
После того как в декабре 1999 года тогда еще председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о начале разработки стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу, в Центре стратегических разработок была создана инициативная группа под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. ЦСР подготовил Программу модернизации образования, которая стала первым разделом программы стратегии развития России. >>
  • //  18.12.2000
В Москве прошла американская неделя международного образования. Ее объявили секретарь США по вопросам образования Ричард В. Райли и госсекретарь США Мадлен Олбрайт. >>
  • //  18.12.2000
С момента появления компьютерных игр не утихают споры о пагубном воздействии некоторых из них на неокрепшие нравственность, психику и здоровье детей. Однако едва ли не единственной попыткой поставить заслон жестоким и полупорнографическим играм можно считать специальный приказ об обязательной психологической экспертизе, выпущенный Министерством образования минувшим летом. Причем, весьма неудачной попыткой. >>
  • //  18.12.2000
Поиск наиболее перспективных абитуриентов среди школьников выпускных классов уже давно вошел в традицию многих вузов. Однако если раньше выявлением и отбором перспективных абитуриентов в основном занимались только несколько крупных университетов, то теперь необходимость этого стала очевидна и для многих институтов. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика