Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу.
Программа модернизации образования, вышедшая весной из Центра стратегических разработок и определяющая вектор государственной политики в сфере просвещения по меньшей мере на ближайшие 10 лет, бросает вызов устоявшимся представлениям о процессе приобретения знаний. В этом документе государство декларирует: хорошее образование можно получить только за деньги. До сих пор власть не решалась столь открыто соглашаться с этой общепризнанной аксиомой. Возможно, потому, что даже либерально настроенные слои общества еще не совсем готовы распрощаться с конституционно дарованным правом на бесплатное образование. Теперь же довольно четко сформулированы условия государственных капиталовложений в систему просвещения: если будет меняться само образование, и если деньги будет вкладывать общество.
Авторы в основном одобренной правительством Программы модернизации образования основывались на расчетах, которые показывают, что сегодня российские родители расходуют на обучение своих детей порядка 2 миллиардов долларов ежегодно. Во всяком случае, приблизительно в половину этой суммы сегодня оцениваются затраты на репетиторство, подготовительные курсы, а также косвенные и прямые взятки при поступлении в вузы. Таким образом, власть всего лишь предлагает закрепить де-юре отношения, существующие де-факто уже по меньшей мере десятилетие. За счет легализации «родительских миллиардов» правительство надеется решить ряд сегодняшних проблем отрасли. Причем если сегодня, как показывают опросы, в финансировании образования принимают участие лишь 25--30% семей, то к 2010 году, по мере роста благосостояния населения, ожидается, что количество родителей, софинансирующих обучение своих детей, увеличится до 40--45%, а объем вложенных ими средств поднимется до 5--6 миллиардов долларов.
Для того чтобы эти деньги наряду с бюджетными ассигнованиями поступали напрямую в систему образования и способствовали ее развитию, а не растворялись в околовузовской или околошкольной среде, и будут осуществляться основные шаги реформы. В частности, платными станут все занятия сверх определенного минимального образовательного стандарта. Соответственно, родителям придется в той или иной мере платить за обучение детей в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением ряда предметов. Причем количество средних учебных заведений, отличающихся более высоким уровнем преподавания по сравнению с обычными школами, планируется увеличить с нынешних 10 до как минимум 20%.
Для достижения тех же целей вводится и Единый общенациональный экзамен по окончании средней школы, который призван не только наглухо забетонировать благодатную почву для взяточничества при поступлении в вузы, но и жестко предопределить, какую сумму придется вложить семье вчерашнего школьника, чтобы он мог продолжить образование в университете или институте. В ближайшее десятилетие доля «коммерческих» студентов в частных и государственных высших учебных заведениях страны должна достигнуть как минимум 70%. Только те выпускники школ, которые продемонстрируют в ходе тестирования отличные результаты, смогут претендовать на стопроцентную финансовую поддержку государства. Остальным придется, в зависимости от результатов экзамена, в различной степени инвестировать в свой вузовский диплом средства из семейного бюджета.
Компенсировать этот переход от советского прошлого к российскому будущему должен декларируемый в Программе модернизации принцип общедоступности образования. Его реализация на практике предполагает резервирование бесплатных мест для обучения в вузах и «продвинутых» средних учебных заведениях для наиболее одаренных детей из малообеспеченных слоев. Предоставление налоговых льгот родителям, инвестирующим средства в образование детей. Развитие в сфере образования современных информационных технологий, предоставляющих школьникам из глубинки равный с жителями мегаполисов доступ ко всем научным и библиотечным ресурсам. В общем, свои социальные обязательства перед гражданами государство ограничивает созданием относительно равных для всех условий приобретения знаний, а дальнейшую поддержку обещает лишь тем, кто сумеет доказать, что годы учения не прошли даром (как в прямом, так и в переносном смысле). И именно с этой точки зрения отныне предлагается трактовать 43-ю статью российской Конституции, гарантирующую российским гражданам право на образование.
Использование платных услуг представителями среднего класса
Платные медицинские услуги |
26,5% |
Поездки за рубеж |
30,3 |
Платные образовательные услуги для детей |
28,1% |
Строительство или покупка жилья |
20,2 |
Никакими услугами не пользовались |
13,0 |
Российский независимый институт социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф.ЭбертаДолжны ли быть предоставлены молодежи равные возможности для получения высшего образования вне зависимости от доходов семьи?
Полностью согласен |
84,6% |
Скорее согласен |
11,3% |
Скорее не согласен |
0,5% |
Полностью не согласен |
0,6% |
Затрудняюсь ответить |
3% |
Независимый исследовательский центр РОМИР. Всероссийский опрос 1500 респондентов по репрезентативной выборке (40 субъектов РФ, 160 точек опроса). 2000 г.