N°174
24 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  18.12.2000
Как вы относитесь к увеличению доли платных услуг в образовании?
версия для печати
Владимир Филиппов, министр образования

Многие обвиняют нас, что мы делаем образование менее доступным. Предлагаем родителям софинансировать обучение, отменяем стипендии по успеваемости, и якобы снижем бюджетное финансирование. На самом деле уже на первом этапе реформирования темпы роста бюджетных средств на образование будут опережающими по отношению к темпам роста бюджета в целом. Что же касается стипендий -- ребенок из богатой семьи, который готовился в вуз с репетитором, получает на экзаменах «четверки» и «пятерки» и, соответственно, стипендию. А ребенок, приехавший из деревни, да еще и подрабатывающий по бедности, получает «тройку» и лишается стипендии. Мы предлагаем ввести вместо этого социальную стипендию.

Что касается софинансирования среднего и высшего образования. Возьмем гимназии и лицеи, которые считаются учебными заведениями с повышенными стандартами образования. Соответственно сейчас они финансируются из бюджета больше, чем простые школы. Известно, что в гимназиях в основном учатся дети более богатых родителей. Так лучше снизить государственное финансирование с таких школ, предложить богатым родителям софинансировать обучение своего ребенка в лицее и направить больше бюджетных денег в простую школу. Хотите ввести дополнительные часы иностранного языка -- не забирайте деньги на это у обычной школы, платите сами.

Далее -- про частичную оплату обучения в вузе. Если мы допускаем к образованию людей, которые могут получить его за 30--50 процентов от общей стоимости, мы делаем для них благо. А сейчас есть только два варианта: либо бесплатно, либо за 100% стоимости.

Два-три года будет идти эксперимент, во время которого мы все опробуем. У меня нет гарантий, что все будет идеально. Но не делать этого нельзя.

Олег Смолин, заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы

Платное образование уже вошло в нашу жизнь и успешно развивается. Позиция думского комитета по науке и образованию по этому поводу предельно проста. Мы не возражаем против расширения образования за плату. Но при одном обязательном условии: если это не ведет к сокращению образования бесплатного. Сокращать при этом существующие сегодня места, где студент или школьник может учиться бесплатно, недопустимо.

Эдуард Днепров, первый министр образования России

Мне кажется, что сегодня гораздо важнее не добиваться того, чтобы родители софинансировали обучение своих детей в так называемых образовательных организациях повышенного уровня (я бы вообще не использовал термины «гимназия» и «лицей», поскольку знаю довольно много школ, в которых также даются знания сверх стандарта). Нужно при помощи адресных пособий сделать так, чтобы и дети из малообеспеченных семей могли учиться там.

Да, сегодня многие уже платят за обучение: но только в вузе, а не в средней школе. Вообще, попытка введения государственных именных обязательств для студентов вузов мне кажется положительной. Ведь предполагается, что полностью из государственного бюджета будет оплачиваться обучение тех, кто отлично сдал экзамен и постоянно подтверждает свой высокий уровень знаний. Тем, кто учится хуже, придется доплачивать из бюджета семейного. И главный плюс -- предусмотрен механизм социальной защиты малоимущих, которым будет выделяться адресная помощь. То есть предусмотрен механизм демпфирования.

Для школ такой механизм пока не придумали. И мне кажется, что общество в целом еще не готово к софинансированию. Так зачем насиловать общественное мнение? Это экономический радикализм и забегание вперед.

Николай Никандров, президент Российской академии образования

По своему социальному происхождению я ни в какую престижную платную школу не попал бы. Поэтому не устаю повторять: нужна социальная поддержка государства. Если человек родился умным, но бедным, он должен быть социально защищен. Программа Грефа прописывает, как это будет сделано. Не все с ней согласны, но то, что все это надо, -- неоспоримо.

Александр Асмолов, бывший замминистра образования

Платное образование значимо не количеством школ, а тем, что оно расширяет выбор, становится альтернативой двум другим формам образования -- государственной (так называемой основной) и домашней. К слову, называть это образование «платным» неточно и неверно -- любое образование платное. Вопрос в том, кто оплачивает: частное лицо или налогоплательщик. Эти вещи надо различать.

Если негосударственные школы и колледжи хотят жить и выживать, они обречены на инновации. Именно частные школы естественным образом берут на вооружение все самые новые программы.

Что касается прогноза на ближайшие годы, здесь я точно могу сказать следующее: будет расти смешение частного и государственного образования. Уже сейчас многие платные услуги приняты в государственных учебных заведениях, в школах создаются попечительские советы -- это давно способ родительского софинансирования школ. Ясно, что те государственные источники, которые закладываются в нынешний бюджет, не способны обеспечивать потребности образования. Школе нужны нормальные мощные источники средств, а не только фиговый лист попечительского совета (хотя и против таких советов я ничего не имею).

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики

Программа модернизации предполагала, что сегодня за обучение должны платить 30% учащихся вузов. Но вот последние данные по поступлению. У нас 49% первокурсников -- платные студенты. И из оставшихся 51% до половины также заплатили в той или иной форме за поступление. Это относительно доступности.

Теперь о том, что первично: государственная поддержка или внебюджетная поддержка. В окончательном документе, правительственном, к большому сожалению, отсутствуют конкретные обязательства государства в цифрах или датах, и осталась только примерная оценка -- сколько мы заработаем. Мы с министром образования Владимиром Филипповым боролись за то, чтобы там остались все цифры, о которых удалось договориться на начальном этапе. Но осторожность людей, которые в правительстве отвечают за бюджет, я тоже понимаю.

Мы сколько угодно можем говорить о намерениях, но лучше иметь прописанные обязательства государства. Поэтому мы начали лоббистскую работу. Создан общественный совет развития образования, который уже добился увеличения финансирования образования в следующем году на 3 миллиарда рублей.

  ОБРАЗОВАНИЕ  
  • //  18.12.2000
Образование в России становится платным
Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу. >>
  • //  18.12.2000
В этом году исполняется 10 лет Международному университету. Один из первых негосударственных вузов основал бывший руководитель Госкомобразования СССР Геннадий Ягодин, провозгласивший главной целью создание в стране новой социальной группы - среднего класса. >>
  • //  18.12.2000
Вместо того чтобы ходить в школу, старшеклассникам предлагают оставаться у телевизоров. Министерство образования и межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» открыли проект «Телешкола-экстернат», который является новой формой дистанционного образования. >>
  • //  18.12.2000
Частное образование в России отмечает в этом году 10-летний юбилей. Стремительный рост негосударственных образовательных структур пришелся на 1993-1996 годы. >>
  • //  18.12.2000
Если не принимать во внимание сегодняшний уровень доходов российских семей, то можно с большой долей уверенности утверждать, что вопрос о том, где продолжать образование, для наших школьников практически не стоит. Он решен. Исследования настроений учащихся, проведенные целым рядом социологических центров, показывают: больше половины старшеклассников сегодня предпочли бы учиться в вузах за рубежом. >>
  • //  18.12.2000
Как научить "болтать" по-английски
Иностранный язык перестал быть роскошью. И многие родители давно поняли, что если они хотят в будущем избавить своего ребенка от лишней проблемы, то язык он должен начать изучать с детства. Но что предпочесть: спецшколу, индивидуального репетитора, курсы? И что делать, если ребенок освоил все тонкости «будущего в прошлом» и «плюсквамперфекта», но за границей не умеет объясниться даже с официантом? >>
  • //  18.12.2000
После уроков
В представлении россиян швейцарское образование всегда было элитарным. Не случайно по некоторым данным порядка 40% детей «новых русских» обучаются в различных школах этой страны. Но наряду с закрытыми пансионами они учатся и в общедоступных учебных заведениях, которые при ближайшем рассмотрении оказались вполне похожими на наши. >>
  • //  18.12.2000
В России появился телевизионный экстернат
У старшеклассников появилась возможность освободиться от походов в школу и освоить курс 10-11 классов, не отходя от телевизора. Министерство образования и Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» разработали проект нового дистанционного обучения - телевизионного экстерната. >>
  • //  18.12.2000
Сегодня в Великобритании учится около 20 тысяч россиян. Большинство из них занимается на языковых курсах, и только 500 своих отпрысков родители отправили в школы с полным пансионом. Обучение в британской школе стоит 25-30 тысяч долларов в год, включая проживание и питание. Но эти деньги, как считают родители, потом принесут дивиденды. >>
  • //  18.12.2000
В лицее Международного университета к учебе относятся всерьез
В Московском комитете образования до сих пор убеждены, что в негосударственных школах требования к знаниям ниже, чем в муниципальных. Порой чиновники заявляют, что частные школы - это узаконенная покупка аттестата о среднем образовании. Поэтому частникам постоянно приходится доказывать противоположное. Лицею Международного университета это удается. >>
  • //  18.12.2000
Частные школы в перестроечной России конца 80-х стали появляться как альтернатива государственной системе образования. Черты элитарности они стали приобретать с 1997 года. Главными целями были провозглашены развитие модели личностно-ориентированного обучения, разработка нового содержания образования; создание новых технологий обучения. Наиболее коммерчески успешные российские частные школы можно разделить на две группы. >>
  • //  18.12.2000
О «национальных особенностях» российских частных школ, рассказывает президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Вильсон. >>
  • //  18.12.2000
На вопросы газеты "Время новостей" отвечают министр образования Владимир Филлипов, бывший зам. министра образования Александр Асмолов, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и др. >>
  • //  18.12.2000
Наибольшим спросом у тех, кто хочет учиться в общеобразовательных школах за рубежом, пользуется Великобритания. Второе и третье места на российском рынке занимают Ирландия и Швейцария. Швейцарские школы отличаются очень комфортными условиями для проживания учеников, однако об академичности, фундаментальности образования там говорить не приходится. >>
  • //  18.12.2000
После того как в декабре 1999 года тогда еще председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о начале разработки стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу, в Центре стратегических разработок была создана инициативная группа под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. ЦСР подготовил Программу модернизации образования, которая стала первым разделом программы стратегии развития России. >>
  • //  18.12.2000
В Москве прошла американская неделя международного образования. Ее объявили секретарь США по вопросам образования Ричард В. Райли и госсекретарь США Мадлен Олбрайт. >>
  • //  18.12.2000
С момента появления компьютерных игр не утихают споры о пагубном воздействии некоторых из них на неокрепшие нравственность, психику и здоровье детей. Однако едва ли не единственной попыткой поставить заслон жестоким и полупорнографическим играм можно считать специальный приказ об обязательной психологической экспертизе, выпущенный Министерством образования минувшим летом. Причем, весьма неудачной попыткой. >>
  • //  18.12.2000
Поиск наиболее перспективных абитуриентов среди школьников выпускных классов уже давно вошел в традицию многих вузов. Однако если раньше выявлением и отбором перспективных абитуриентов в основном занимались только несколько крупных университетов, то теперь необходимость этого стала очевидна и для многих институтов. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика