N°174
24 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  18.12.2000
Евростандарт
версия для печати
Российское общественное мнение относится к негосударственным школам вполне терпимо. Более того, по оценкам социологов, значительная часть родителей хотела бы отдать своего ребенка в частное учебное заведение, если бы позволяли финансовые возможности. Однако количество «частных» школьников остается незначительным не только из-за денежных проблем россиян. Это вполне вписывается в международную практику. Доля частного образования в большинстве европейских стран не превышает 5%. Возможно, единственным исключением пока остается Великобритания, где доходы от образовательной деятельности составляют существенную часть ВВП.

Частные школы в перестроечной России конца 80-х стали появляться как альтернатива государственной системе образования. Организовывались они в основном педагогами-новаторами и во многих отношениях не соответствовали нынешним представлениям о частной школе как о коммерчески успешном или элитарном учебном заведении. Эти школы проповедовали домашний подход к каждому ребенку и индивидуализированное обучение. Пионерами были Пироговская школа, "Школа сотрудничества", "Муми-Тролль", "Современное образование". Плата за обучение там была невысока, и дети приходили в основном из семей гуманитарной интеллигенции. Одними из первых открылись религиозные и национальные школы -- Православная классическая гимназия "Радонеж" и Еврейская национальная общеобразовательная школа. Именно эти учебные заведения проторили дорогу частному образованию в России. Больше всего частных школ открывались в 1993--1996 годы. Количество негосударственных школ только в Москве увеличилось с 92 до 228. Создавали их уже не только учителя, но и профессиональные управленцы, коммерсанты. Лозунги альтернативы государству довольно быстро были сняты, и в целом становление коммерческого образовательного рынка столицы шло несколько хаотично. Большинство из создававшихся в то время школ продержались недолго, причем, возможно, они и не ставили перед собой задачи длительного существования -- собственных помещений практически ни у кого не было, а арендные договоры, по данным Московского комитета образования, заключались в основном на год-два. Они исчезли с рынка, оставив после себя лишь массу поводов для критики качества негосударственного образования, отчего и до сих пор страдают все «частники». Примечательно, что пионеры конца 80-х устояли и сегодня продолжают стабильно работать.

Черты элитарности частные школы стали приобретать с 1997 года. Главными целями были провозглашены развитие модели личностно-ориентированного обучения, разработка нового содержания образования; создание новых технологий обучения.

Наиболее коммерчески успешные российские частные школы, пожалуй, можно разделить на две группы. Первая -- это те, кто работает по западному образцу. Это, в частности, и считающиеся весьма престижными пансионы и полупансионы, где живут и обучаются дети младшего и среднего школьного возраста. Обучение в них стоит дешевле, чем, например, в аналогичном заведении в Великобритании. Как правило, такие школы активно сотрудничают с западными коллегами и включают в свои программы зарубежные методики. И кстати, сегодня подготовка младших школьников практически не вызывает нареканий со стороны Московского комитета образования. Вторая группа -- негосударственные учебные заведения, рассчитанные только на старшеклассников. Большинство подобных школ имеет четко ориентированный профиль: гуманитарный, экономический, технический. И основная цель -- усиленная подготовка школьников к поступлению в университеты и институты, поэтому обучение строится с элементами вузовской программы.

Сегодня российская частная школа, несомненно, более доступна, чем зарубежная, но все равно остается довольно дорогим удовольствием. В элитарных пансионах столицы учеба стоит 8--9 тысяч долларов в год, а средняя стоимость по Москве колеблется в пределах 300--500 долларов в месяц.
КИРИЛЛ ВАСИЛЕНКО

  ОБРАЗОВАНИЕ  
  • //  18.12.2000
Образование в России становится платным
Почти половина российских первокурсников, поступивших минувшим летом в вузы страны, оплачивает свое обучение в институтах и университетах. Такого количества «коммерческих» студентов в постсоветской России не было никогда. И это пока, пожалуй, самое яркое свидетельство кардинальных перемен, которые в ближайшее время ожидают высшую, да и среднюю школу. >>
  • //  18.12.2000
В этом году исполняется 10 лет Международному университету. Один из первых негосударственных вузов основал бывший руководитель Госкомобразования СССР Геннадий Ягодин, провозгласивший главной целью создание в стране новой социальной группы - среднего класса. >>
  • //  18.12.2000
Вместо того чтобы ходить в школу, старшеклассникам предлагают оставаться у телевизоров. Министерство образования и межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» открыли проект «Телешкола-экстернат», который является новой формой дистанционного образования. >>
  • //  18.12.2000
Частное образование в России отмечает в этом году 10-летний юбилей. Стремительный рост негосударственных образовательных структур пришелся на 1993-1996 годы. >>
  • //  18.12.2000
Если не принимать во внимание сегодняшний уровень доходов российских семей, то можно с большой долей уверенности утверждать, что вопрос о том, где продолжать образование, для наших школьников практически не стоит. Он решен. Исследования настроений учащихся, проведенные целым рядом социологических центров, показывают: больше половины старшеклассников сегодня предпочли бы учиться в вузах за рубежом. >>
  • //  18.12.2000
Как научить "болтать" по-английски
Иностранный язык перестал быть роскошью. И многие родители давно поняли, что если они хотят в будущем избавить своего ребенка от лишней проблемы, то язык он должен начать изучать с детства. Но что предпочесть: спецшколу, индивидуального репетитора, курсы? И что делать, если ребенок освоил все тонкости «будущего в прошлом» и «плюсквамперфекта», но за границей не умеет объясниться даже с официантом? >>
  • //  18.12.2000
После уроков
В представлении россиян швейцарское образование всегда было элитарным. Не случайно по некоторым данным порядка 40% детей «новых русских» обучаются в различных школах этой страны. Но наряду с закрытыми пансионами они учатся и в общедоступных учебных заведениях, которые при ближайшем рассмотрении оказались вполне похожими на наши. >>
  • //  18.12.2000
В России появился телевизионный экстернат
У старшеклассников появилась возможность освободиться от походов в школу и освоить курс 10-11 классов, не отходя от телевизора. Министерство образования и Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» разработали проект нового дистанционного обучения - телевизионного экстерната. >>
  • //  18.12.2000
Сегодня в Великобритании учится около 20 тысяч россиян. Большинство из них занимается на языковых курсах, и только 500 своих отпрысков родители отправили в школы с полным пансионом. Обучение в британской школе стоит 25-30 тысяч долларов в год, включая проживание и питание. Но эти деньги, как считают родители, потом принесут дивиденды. >>
  • //  18.12.2000
В лицее Международного университета к учебе относятся всерьез
В Московском комитете образования до сих пор убеждены, что в негосударственных школах требования к знаниям ниже, чем в муниципальных. Порой чиновники заявляют, что частные школы - это узаконенная покупка аттестата о среднем образовании. Поэтому частникам постоянно приходится доказывать противоположное. Лицею Международного университета это удается. >>
  • //  18.12.2000
Частные школы в перестроечной России конца 80-х стали появляться как альтернатива государственной системе образования. Черты элитарности они стали приобретать с 1997 года. Главными целями были провозглашены развитие модели личностно-ориентированного обучения, разработка нового содержания образования; создание новых технологий обучения. Наиболее коммерчески успешные российские частные школы можно разделить на две группы. >>
  • //  18.12.2000
О «национальных особенностях» российских частных школ, рассказывает президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Вильсон. >>
  • //  18.12.2000
На вопросы газеты "Время новостей" отвечают министр образования Владимир Филлипов, бывший зам. министра образования Александр Асмолов, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и др. >>
  • //  18.12.2000
Наибольшим спросом у тех, кто хочет учиться в общеобразовательных школах за рубежом, пользуется Великобритания. Второе и третье места на российском рынке занимают Ирландия и Швейцария. Швейцарские школы отличаются очень комфортными условиями для проживания учеников, однако об академичности, фундаментальности образования там говорить не приходится. >>
  • //  18.12.2000
После того как в декабре 1999 года тогда еще председатель правительства Владимир Путин подписал распоряжение о начале разработки стратегического плана развития России на долгосрочную перспективу, в Центре стратегических разработок была создана инициативная группа под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. ЦСР подготовил Программу модернизации образования, которая стала первым разделом программы стратегии развития России. >>
  • //  18.12.2000
В Москве прошла американская неделя международного образования. Ее объявили секретарь США по вопросам образования Ричард В. Райли и госсекретарь США Мадлен Олбрайт. >>
  • //  18.12.2000
С момента появления компьютерных игр не утихают споры о пагубном воздействии некоторых из них на неокрепшие нравственность, психику и здоровье детей. Однако едва ли не единственной попыткой поставить заслон жестоким и полупорнографическим играм можно считать специальный приказ об обязательной психологической экспертизе, выпущенный Министерством образования минувшим летом. Причем, весьма неудачной попыткой. >>
  • //  18.12.2000
Поиск наиболее перспективных абитуриентов среди школьников выпускных классов уже давно вошел в традицию многих вузов. Однако если раньше выявлением и отбором перспективных абитуриентов в основном занимались только несколько крупных университетов, то теперь необходимость этого стала очевидна и для многих институтов. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика