|
|
N°174, 24 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Евростандарт
Российское общественное мнение относится к негосударственным школам вполне терпимо. Более того, по оценкам социологов, значительная часть родителей хотела бы отдать своего ребенка в частное учебное заведение, если бы позволяли финансовые возможности. Однако количество «частных» школьников остается незначительным не только из-за денежных проблем россиян. Это вполне вписывается в международную практику. Доля частного образования в большинстве европейских стран не превышает 5%. Возможно, единственным исключением пока остается Великобритания, где доходы от образовательной деятельности составляют существенную часть ВВП.
Частные школы в перестроечной России конца 80-х стали появляться как альтернатива государственной системе образования. Организовывались они в основном педагогами-новаторами и во многих отношениях не соответствовали нынешним представлениям о частной школе как о коммерчески успешном или элитарном учебном заведении. Эти школы проповедовали домашний подход к каждому ребенку и индивидуализированное обучение. Пионерами были Пироговская школа, "Школа сотрудничества", "Муми-Тролль", "Современное образование". Плата за обучение там была невысока, и дети приходили в основном из семей гуманитарной интеллигенции. Одними из первых открылись религиозные и национальные школы -- Православная классическая гимназия "Радонеж" и Еврейская национальная общеобразовательная школа. Именно эти учебные заведения проторили дорогу частному образованию в России. Больше всего частных школ открывались в 1993--1996 годы. Количество негосударственных школ только в Москве увеличилось с 92 до 228. Создавали их уже не только учителя, но и профессиональные управленцы, коммерсанты. Лозунги альтернативы государству довольно быстро были сняты, и в целом становление коммерческого образовательного рынка столицы шло несколько хаотично. Большинство из создававшихся в то время школ продержались недолго, причем, возможно, они и не ставили перед собой задачи длительного существования -- собственных помещений практически ни у кого не было, а арендные договоры, по данным Московского комитета образования, заключались в основном на год-два. Они исчезли с рынка, оставив после себя лишь массу поводов для критики качества негосударственного образования, отчего и до сих пор страдают все «частники». Примечательно, что пионеры конца 80-х устояли и сегодня продолжают стабильно работать.
Черты элитарности частные школы стали приобретать с 1997 года. Главными целями были провозглашены развитие модели личностно-ориентированного обучения, разработка нового содержания образования; создание новых технологий обучения.
Наиболее коммерчески успешные российские частные школы, пожалуй, можно разделить на две группы. Первая -- это те, кто работает по западному образцу. Это, в частности, и считающиеся весьма престижными пансионы и полупансионы, где живут и обучаются дети младшего и среднего школьного возраста. Обучение в них стоит дешевле, чем, например, в аналогичном заведении в Великобритании. Как правило, такие школы активно сотрудничают с западными коллегами и включают в свои программы зарубежные методики. И кстати, сегодня подготовка младших школьников практически не вызывает нареканий со стороны Московского комитета образования. Вторая группа -- негосударственные учебные заведения, рассчитанные только на старшеклассников. Большинство подобных школ имеет четко ориентированный профиль: гуманитарный, экономический, технический. И основная цель -- усиленная подготовка школьников к поступлению в университеты и институты, поэтому обучение строится с элементами вузовской программы.
Сегодня российская частная школа, несомненно, более доступна, чем зарубежная, но все равно остается довольно дорогим удовольствием. В элитарных пансионах столицы учеба стоит 8--9 тысяч долларов в год, а средняя стоимость по Москве колеблется в пределах 300--500 долларов в месяц.
КИРИЛЛ ВАСИЛЕНКО