|
|
N°174, 24 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как вы относитесь к увеличению доли платных услуг в образовании?
Владимир Филиппов, министр образования
Многие обвиняют нас, что мы делаем образование менее доступным. Предлагаем родителям софинансировать обучение, отменяем стипендии по успеваемости, и якобы снижем бюджетное финансирование. На самом деле уже на первом этапе реформирования темпы роста бюджетных средств на образование будут опережающими по отношению к темпам роста бюджета в целом. Что же касается стипендий -- ребенок из богатой семьи, который готовился в вуз с репетитором, получает на экзаменах «четверки» и «пятерки» и, соответственно, стипендию. А ребенок, приехавший из деревни, да еще и подрабатывающий по бедности, получает «тройку» и лишается стипендии. Мы предлагаем ввести вместо этого социальную стипендию.
Что касается софинансирования среднего и высшего образования. Возьмем гимназии и лицеи, которые считаются учебными заведениями с повышенными стандартами образования. Соответственно сейчас они финансируются из бюджета больше, чем простые школы. Известно, что в гимназиях в основном учатся дети более богатых родителей. Так лучше снизить государственное финансирование с таких школ, предложить богатым родителям софинансировать обучение своего ребенка в лицее и направить больше бюджетных денег в простую школу. Хотите ввести дополнительные часы иностранного языка -- не забирайте деньги на это у обычной школы, платите сами.
Далее -- про частичную оплату обучения в вузе. Если мы допускаем к образованию людей, которые могут получить его за 30--50 процентов от общей стоимости, мы делаем для них благо. А сейчас есть только два варианта: либо бесплатно, либо за 100% стоимости.
Два-три года будет идти эксперимент, во время которого мы все опробуем. У меня нет гарантий, что все будет идеально. Но не делать этого нельзя.
Олег Смолин, заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы
Платное образование уже вошло в нашу жизнь и успешно развивается. Позиция думского комитета по науке и образованию по этому поводу предельно проста. Мы не возражаем против расширения образования за плату. Но при одном обязательном условии: если это не ведет к сокращению образования бесплатного. Сокращать при этом существующие сегодня места, где студент или школьник может учиться бесплатно, недопустимо.
Эдуард Днепров, первый министр образования России
Мне кажется, что сегодня гораздо важнее не добиваться того, чтобы родители софинансировали обучение своих детей в так называемых образовательных организациях повышенного уровня (я бы вообще не использовал термины «гимназия» и «лицей», поскольку знаю довольно много школ, в которых также даются знания сверх стандарта). Нужно при помощи адресных пособий сделать так, чтобы и дети из малообеспеченных семей могли учиться там.
Да, сегодня многие уже платят за обучение: но только в вузе, а не в средней школе. Вообще, попытка введения государственных именных обязательств для студентов вузов мне кажется положительной. Ведь предполагается, что полностью из государственного бюджета будет оплачиваться обучение тех, кто отлично сдал экзамен и постоянно подтверждает свой высокий уровень знаний. Тем, кто учится хуже, придется доплачивать из бюджета семейного. И главный плюс -- предусмотрен механизм социальной защиты малоимущих, которым будет выделяться адресная помощь. То есть предусмотрен механизм демпфирования.
Для школ такой механизм пока не придумали. И мне кажется, что общество в целом еще не готово к софинансированию. Так зачем насиловать общественное мнение? Это экономический радикализм и забегание вперед.
Николай Никандров, президент Российской академии образования
По своему социальному происхождению я ни в какую престижную платную школу не попал бы. Поэтому не устаю повторять: нужна социальная поддержка государства. Если человек родился умным, но бедным, он должен быть социально защищен. Программа Грефа прописывает, как это будет сделано. Не все с ней согласны, но то, что все это надо, -- неоспоримо.
Александр Асмолов, бывший замминистра образования
Платное образование значимо не количеством школ, а тем, что оно расширяет выбор, становится альтернативой двум другим формам образования -- государственной (так называемой основной) и домашней. К слову, называть это образование «платным» неточно и неверно -- любое образование платное. Вопрос в том, кто оплачивает: частное лицо или налогоплательщик. Эти вещи надо различать.
Если негосударственные школы и колледжи хотят жить и выживать, они обречены на инновации. Именно частные школы естественным образом берут на вооружение все самые новые программы.
Что касается прогноза на ближайшие годы, здесь я точно могу сказать следующее: будет расти смешение частного и государственного образования. Уже сейчас многие платные услуги приняты в государственных учебных заведениях, в школах создаются попечительские советы -- это давно способ родительского софинансирования школ. Ясно, что те государственные источники, которые закладываются в нынешний бюджет, не способны обеспечивать потребности образования. Школе нужны нормальные мощные источники средств, а не только фиговый лист попечительского совета (хотя и против таких советов я ничего не имею).
Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики
Программа модернизации предполагала, что сегодня за обучение должны платить 30% учащихся вузов. Но вот последние данные по поступлению. У нас 49% первокурсников -- платные студенты. И из оставшихся 51% до половины также заплатили в той или иной форме за поступление. Это относительно доступности.
Теперь о том, что первично: государственная поддержка или внебюджетная поддержка. В окончательном документе, правительственном, к большому сожалению, отсутствуют конкретные обязательства государства в цифрах или датах, и осталась только примерная оценка -- сколько мы заработаем. Мы с министром образования Владимиром Филипповым боролись за то, чтобы там остались все цифры, о которых удалось договориться на начальном этапе. Но осторожность людей, которые в правительстве отвечают за бюджет, я тоже понимаю.
Мы сколько угодно можем говорить о намерениях, но лучше иметь прописанные обязательства государства. Поэтому мы начали лоббистскую работу. Создан общественный совет развития образования, который уже добился увеличения финансирования образования в следующем году на 3 миллиарда рублей.
|