N°65
16 апреля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.04.2010
Без огненной колесницы
Пермский балет в конкурсе «Золотой маски»

Театр с берегов Камы показывал на фестивале свой спектакль последним. Давно померились силами Большой и Мариинский (в сражении участвовали два спектакля одного хореографа -- «Русские сезоны» и «Конек-Горбунок» Алексея Ратманского). Рассказал о секретах личной жизни Евгения Онегина Борис Эйфман. Карельская труппа простирнула шекспировскую печальнейшую повесть о Ромео и Джульетте. Новосибирск аккуратно повествовал о бессмертной любви в балете Эдварда Льянга и неаккуратно о любви земной в балете Джорджа Баланчина. Московский музыкальный театр в Na Floresta славно напомнил о том, что в мире существуют и настоящие хореографы, а не только обладатели балетмейстерских дипломов. Сегодня жюри будет решать, кому дать «Маски», и хотя пермский спектакль (поставленная Юрием Посоховым «Медея» на музыку Равеля) вряд ли получит хоть одну, за визит этой труппы в Москву столичным балетоманам определенно стоит фестиваль поблагодарить.

Юрий Посохов (когда-то солист Большого театра, ныне обитающий в Сан-Франциско балетмейстер) изложил жуткий миф о Медее коротко, строго, почти конспективно, уложившись практически в полчаса. Этот спектакль менее удачен, чем блистательная «Магриттомания», с которой Посохов дебютировал в Большом, и хрупкая «Золушка», которой он свою работу в российской столице продолжил. По мне, балету не хватает масштаба; гула трагедии, ее темного эха. Облаченный в маски хор, собранный из женщин и мужчин (первая половина вторит Медее, вторая Ясону), слишком бесстрастен, а потому невольно превращается почти в орнамент. Любовный дуэт (в противовес дуэту «смертельному») собран из общих мест, из какой-то пришедшей из шестидесятых советской лирики. Но то, что сделано, сделано хорошо; отдельные картинки врезаются в память надолго.

Первое соло Медеи (Юлия Манжелес) -- пугающая женщина в черном, замершая, внутренне застывшая, с пустым и сосредоточенным лицом. Она выбрасывает правую ногу резко вверх и вбок; белая кожа сияет ослепительно, вырываясь из черного плена платья. Нога -- как оружие; как жало скорпиона; как механическое орудие: кажется, сейчас мыском пробьет сцену. Вслед за этим выбросом движется вбок вся Медея -- просто мрачный клубок, всего лишь приложение к смертельной угрозе.

Понятно, почему ее бросил Ясон, -- герою нужна простодушная поклонница, девочка, стрекоза, принцесса (маленькая и изящная роль Марии Меньшиковой). Не нужна воплощенная смерть, даже если, теряя себя, она умоляюще на него вешается и по нему сползает. Но невозможно закрутить роман со смертью, а потом ее бросить -- Медея ловит падающий с небес алый шарф и вручает своим детям, чтобы проклятой сопернице передали. Дальше одна из эффектнейших сцен спектакля: у задника девчонка наматывает на себя подарок, на авансцене, в противоположном углу, сжимается в пружину Медея. Гигантская тень Медеи нависает над ее врагиней, и та вспыхивает, и рушится куда-то, и бушует торжествующее пламя.

Посохов не стал показывать, как, продолжая мстить Ясону, Медея убивает их детей, сцена лишь обозначена: пару малышей мать укрывает плащом и, несколько раз вздрогнув, потом из этого плаща вышагивает; под тканью остаются маленькие холмики. Нет и положенной по мифу огненной колесницы, на которой уносится в небо детоубийца, -- Медея медленно шествует к заднику, Ясон замер, сжав в объятиях безжизненный плащ. Боги здесь ни при чем -- Медея, узнав, что Ясон собирается ее бросить, почувствовала, что ее мир умирает, и решила сама его взорвать. Посохов не осудил и не призвал посочувствовать во что бы то ни стало -- просто взглянул с изумлением издалека.
Анна ГОРДЕЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.04.2010
Кинематографисты организуют новый союз
Сегодня вечером в Доме журналиста соберутся кинематографисты, чтобы обсудить условия создания нового киносоюза. Какого именно -- это и предстоит решить... >>
  • //  16.04.2010
Новый фильм Никиты Михалкова вошел в конкурсную программу 63-го Каннского кинофестиваля
Важнейший кинофестиваль планеты откроется 12 мая эпосом Ридли Скотта «Робин Гуд» с Расселом Кроу в главной роли. В основной конкурс попали фильмы сразу двух уроженцев СССР... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.04.2010
Пермский балет в конкурсе «Золотой маски»
Театр с берегов Камы показывал на фестивале свой спектакль последним. Давно померились силами Большой и Мариинский (в сражении участвовали два спектакля одного хореографа -- «Русские сезоны» и «Конек-Горбунок» Алексея Ратманского)... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  16.04.2010
В Екатеринбурге прошел Симфонический форум России
Концерты четырех оркестров из разных городов, второе за двадцать лет российское выступление легендарного дирижера Дмитрия Китаенко, композиторский конкурс «Петя и Волк -- 2010» -- таковы ключевые события Симфонического форума в Екатеринбурге... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  16.04.2010
«Пипец» на московских экранах
Не самый харизматичный на свете школьник Дэйв Лизевски (Аарон Джонсон) стоически переносит тычки и насмешки одноклассников и полное равнодушие со стороны слабого пола, но в какой-то момент, начитавшись любимых комиксов, неожиданно задается вопросом: а с чего это люди в обычной жизни не ведут себя как супергерои?.. >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама