N°57
06 апреля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.04.2010
Теракты не предлагать
Государство готовится увеличить выплаты пострадавшим в несчастных случаях на транспорте до 2 млн рублей

Со следующего года россияне -- пассажиры всех видов общественного транспорта (кроме легковых такси) будут обеспечены обязательной страховкой от несчастного случая на сумму 2 млн руб. Соответствующий законопроект разработан и к июлю 2010 года может быть внесен Министерством транспорта на рассмотрение российского правительства. Цена страховки, естественно, будет обязательно включена в цену билетов, но, по расчетам специалистов, увеличит ее несильно -- не более чем на 4%. При этом теракты, военные действия и массовые беспорядки (революции, путчи, бунты) считаться страховыми случаями не будут, а их жертвы выплат от страховых компаний не получат.

Проект закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами уже несколько лет (с 2006 года) разрабатывается Минтрансом и будет направлен в правительство в лучшем случае к середине лета. Тарифы по всем видам обязательного страхования будут устанавливаться постановлениями правительства уже после принятия закона. Но в конце прошлой недели страховщики представили новый предварительный расчет тарифов по данному виду страхования, то есть назвали цену, за которую они готовы взять на себя риски возмещения пассажирам ущерба, причиненного по вине транспортных компаний. Прежние расчеты давали суммы на порядок большие, что вызывало категорическое неприятие идеи обязательного страхования со стороны транспортных компаний, посчитавших подобные страховые взносы дополнительным налогом.

Лимит ответственности страховщика по страхованию пассажиров установлен в проекте закона в размере 2 млн руб. для всех видов транспорта. Сейчас такие выплаты своим клиентам производят только авиакомпании.

Пассажирам поездов дальнего следования (если эти люди не покупают предлагаемый в кассе полис добровольного страхования), согласно указу президента Бориса Ельцина от 1992 года, при несчастном случае со смертельным исходом положено 12 тыс. руб. Пассажирам наземного городского транспорта, а также такси, ОСАГО гарантирует выплаты в 160 тыс. руб. На внутреннем водном транспорте максимальная компенсация не превышает 100 тыс. рублей.

Исходя именно из суммы 2 млн руб. рассчитывались тарифы на страховку для каждого вида транспорта. По данным председателя комитета по страхованию ответственности Всероссийского союза страховщиков (ВСС), генерального директора страховой компании «Энергогарант» Андрея Зернова, на таких видах общественного транспорта, как автобусы, троллейбусы и трамваи, тариф может составить 0,25% от общего объема доходов, полученных предприятием от перевозки пассажиров.

То есть прибавка к цене билета даже в Москве, где, пожалуй, самый дорогой в России наземный внутригородской транспорт, не превысит 8 коп. Для метрополитена тариф может составить 4%, то есть около 1 руб. при нынешней цене билетов в столичной подземке 26 руб. В междугородных автобусах страховая нагрузка на билет составит 1,5 руб., в пригородных -- 24 коп., в пригородных поездах -- около 5 коп., а в поездах дальнего следования -- 2 руб. Интересно, что сейчас для покрытия выплат в 12 тыс. руб. погибшим пассажирам поездов в цену билета заложено 2,3 руб. Самой большой окажется страховая нагрузка на авиабилеты -- в среднем 16 руб. на каждый.

На железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, по официальной статистике, число пострадавших в различных происшествиях в среднем за год измеряется единицами. Причем эти цифры включают и обслуживающий персонал самих транспортных компаний. При более опасных авиационных перевозках гибнет от нескольких десятков до нескольких сотен человек в год. И только в автомобильном транспорте ежегодно получает смертельные травмы около 30 тыс. человек и около 300 тыс. человек оказываются ранеными. Но при этом статистика не дает разбивки между личным легковым, коммерческим грузовым, внутригородским и междугородным пассажирским транспортом.

Для определения размера страховой премии (цена страховки) предлагается использовать особый подход для разных видов транспорта. «Там, где можно отследить количество перевезенных пассажиров (например, в самолетах, поездах дальнего следования), тариф нужно рассчитывать от количества перевезенных пассажиров. Для вертолетов -- от количества пассажирских мест. Для автобусов (трамваев, троллейбусов) -- тариф на транспортное средство (на автобус)», -- пояснил «Времени новостей» г-н Зернов.

Пока нет ясности в отношении такси и особенно маршруток. Страховое сообщество не согласно с тем, что из-под действия закона предполагается вывести даже легковые такси. «Как показывает практика ОСАГО, такси -- это высокоубыточный вид транспорта. С ними связано много аварий. Поэтому они должны страховаться и по ответственности перед пассажирами, и для них должен быть определен соответствующий тариф», -- считает Андрей Зернов. Пока неясно, как будут страховаться маршрутные такси, в том числе потому, что в качестве таковых в регионах могут использоваться и обычные автобусы.

Предельные суммы получат наследники погибших. Во всех других случаях размер страховых выплат будет уменьшен пропорционально причиненному ущербу. Пострадавшие пассажиры получат страховку, даже если страховой случай произошел не по вине транспортной компании, например из-за аварии поезда, столкнувшегося с трактором на переезде. Затем страховая компания сможет предъявить регрессивный иск владельцу трактора. Также она имеет право поступить и в отношении застрахованного перевозчика, если вред пассажирам был причинен из-за того, что водитель транспортного средства находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

«В случае наличия вины самого потерпевшего в том, что ему причинен вред, Гражданский кодекс дает основания для уменьшения страховой выплаты, поскольку пассажир обязан соблюдать правила перевозки, -- поясняет г-н Зернов. -- Если будет доказано, что вред пассажиру причинен в результате его умышленных действий (а такие случаи имели место в страховой практике), то страховщик должен быть освобожден от обязанности возмещать вред. Но такие случаи, как правило, решаются в суде». Страховщики не исключают, что закон даже может стимулировать самоубийства, например, в метро. Очень трудно определить, сам человек прыгнул под поезд или его затянуло туда воздушным потоком, у него закружилась голова или его толкнули. Подобные случаи уже имели место, и страховщики были вынуждены по ним платить, если не доказывали в суде иное.

Одеваться в общественный транспорт в гардероб дороже 11 тыс. руб. очень рискованно. По крайней мере, согласно проекту, компенсироваться ущерб будет исходя из этой максимальной суммы. Еще 12 тыс. руб. можно надеяться получить за багаж. Правда, если ущерб имуществу или здоровью пассажира нанесен на сумму, большую установленной в данном законе, потерпевший вправе предъявить иск уже непосредственно к перевозчику.

Жертвам терактов страховые компании выплачивать деньги совершенно точно не будут. Действия террористов, вооруженные конфликты, массовые волнения и даже стихийные бедствия (например, землетрясения для метро) не являются страховыми случаями. Это общемировая практика. Однако сразу после терактов 29 марта в московском метро руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) РФ Александр Коваль заявил агентству Интерфакс-АФИ, что, по его личному мнению, «риски терроризма должны быть включены в объем страхового покрытия по проекту закона о страховании пассажиров на транспорте».

Заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева полагает, что это невозможно. «При обсуждении законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков на всех видах транспорта специалисты пришли к тому, что перевозчик должен иметь возможность застраховать этот риск дополнительно в добровольном порядке», -- заявила она агентству.

Ущерб от действий террористов не возмещается не только гражданам, в данном случае пассажирам, но и юридическим лицам -- транспортным компаниям, как правило, страхующим свое имущество от различных видов ущерба. Вот и договор страхования имущества ГУП «Московский метрополитен», заключенный со страховой компанией «Спасские ворота», не предусматривает компенсаций ущерба от действий террористов.

«Полис не покрывает ущерба от террористических актов, -- пояснила «Времени новостей» руководитель пресс-службы «Спасских ворот» Наталья Кильченко. -- Но учитывая наши давние дружеские отношения с метрополитеном и исходя из своего личного отношения к происшедшему, своей гражданской позиции, президент компании Борис Хаит принял решение все-таки провести оценку нанесенного ущерба, и, возможно, часть ущерба будет возмещена. В 2004 году (при теракте в перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». -- Ред.) при схожих обстоятельствах выплаты были произведены».

Сейчас выплаты жертвам терактов в России проводятся по закону «О противодействии терроризму». Именно в соответствии с ним родственникам погибших в результате двойного подрыва в Московском метрополитене 29 марта, а также при теракте в Кизляре 31 марта распоряжением премьер-министра Владимира Путина из резервного фонда правительства выделено 300 тыс. руб. (плюс 18 тыс. руб. на похороны), получившим тяжелые и средней тяжести травмы -- 100 тыс., легкие травмы -- 50 тыс. руб. Еще 700 тыс. наследникам погибших (и доплаты в разной степени пострадавшим в 300 и 150 тыс. руб.) пойдут по довольно сложной схеме -- в виде дотаций столичному и дагестанскому правительствам на выплаты родственникам жертв.

«Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших», -- говорится в статье 18 закона «О противодействии терроризму». После взрывов в 1999 году домов в Москве на Каширском шоссе и в Гурьянове москвичка Тамара Горбылева, потерявшая тогда дочь, зятя и внука, в 2006 году выиграла иск о компенсации морального вреда против организаторов терактов Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова на сумму около 5 млн руб. «За все это время, то есть пять лет, Деккушев с Крымшамхаловым выплатили 50 руб.», -- заявил «Времени новостей» адвокат г-жи Горбылевой Игорь Трунов. Насколько известно адвокату, аналогичная ситуация со всеми подобными случаями: «дела выиграли, денег нет».

В большинстве стран выплату компенсаций жертвам терактов берет на себя государство. Одним из ключевых преимуществ такой модели является быстрота выплат. Получение страховки всегда требует предоставления большого пакета документов, справок, зачастую -- судебных решений. Процесс получения денег растягивается на длительный срок. Теракты же всегда имеют большой общественный резонанс и требуют молниеносной реакции со стороны власти.

«Террористические акты происходят не только на транспорте. Поэтому, если говорить о применении механизмов страхования с целью быстрой и полноценной мобилизации материальных ресурсов для ликвидации последствий и возмещения пострадавшим, то эту тему надо рассматривать гораздо шире, -- уверен Андрей Зернов. -- Например, теракт, как мы знаем, может произойти не только в вагоне, но и на перроне, на эскалаторе, у входа в метро и т.д. Значит, страховой защиты требует большая выборка людей -- это не только пассажиры. На наш взгляд, в первую очередь следует говорить о местах с наибольшим скоплением людей, где проводятся массовые мероприятия (стадионы, концертные залы, крупные административные и торговые центры и т.д.). Поэтому правильнее рассматривать эту проблематику отдельно и не ограничиваться указанным законопроектом, даже если этот риск будет входить в страховое покрытие».

Пожалуй, самая развитая система помощи жертвам терактов создана в наиболее страдающем от терроризма государстве -- Израиле. Там речь идет не только о разовых компенсациях родственникам погибших и пострадавшим, но и о назначении пенсий по потере кормильца, оплате образования детям, лечения и реабилитационных процедур пострадавшим, назначении пенсии по инвалидности, приобретении жилья и предоставлении множества других разовых и регулярных выплат и льгот. Вплоть до реабилитации частного бизнеса гражданина, пострадавшего в теракте. Выплаты проводятся через Институт национального страхования, который является государственной структурой, аналогом Соцстраха в СССР. Имущественный ущерб от терактов компенсируется через налоговые службы.

У нас же даже при наличии страховки деньги получить бывает очень сложно. Пассажиры разбившегося в 2006 под Донецком Ту-154 «Пулковских авиалиний» были застрахованы на 360 тыс. долл. каждый, так как рейс считался международным, а в этом случае страхование производится в соответствии с Монреальской конвенцией. «Договор есть, оплаченный перевозчиком, действительный. Но суд выносит решение взыскать в пользу родственника погибшего 50 тыс. руб. Почему? Решение суда висит у нас на сайте. Читайте. Наши юристы понять его не могут, -- возмущается адвокат Трунов. -- По пермскому делу (катастрофа «Боинга-737» в Перми в 2008 году. -- Ред.) в момент действия закона о возмещении в размере 2 млн руб. я выиграл одно дело на 200 тыс. руб. Вопрос не в том, что есть в законодательстве. Не работает же ничего».
Андрей СУСАРОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.04.2010
Президент старается приучить правительство к роли исполнительной власти
Правительственные чиновники опять оказались под огнем критики главы государства. На вчерашнем совещании, посвященном развитию транспортной системы, выяснилось, что данные президентом в этой области поручения не выполнены... >>
  • //  06.04.2010
Денис Гришкин
Министерство обороны РФ раскрыло свои планы на 9 Мая
До парада на Красной площади, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, остается чуть более месяца. О завершающей фазе подготовки к этому мероприятию (она началась в октябре прошлого года) рассказал вчера первый заместитель министра обороны России генерал-полковник Александр Колмаков... >>
  • //  06.04.2010
Калининградские власти намерены доказать в суде законность повышения транспортного налога
Закон о транспортном налоге, который взбаламутил ситуацию в Калининградской области настолько, что привел к нескольким многотысячным митингам протеста, вновь оказался предметом судебного рассмотрения... >>
  • //  06.04.2010
Дума отказалась заслушивать отчет министра спорта, но не готова требовать его отставки
Дума передумала заслушивать доклад министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко об итогах провальной для России зимней Олимпиады в Ванкувере. Глава Минспорта был приглашен выступить на пленарном заседании палаты в рамках правительственного часа 7 апреля... >>
  • //  06.04.2010
Государство готовится увеличить выплаты пострадавшим в несчастных случаях на транспорте до 2 млн рублей
Со следующего года россияне -- пассажиры всех видов общественного транспорта (кроме легковых такси) будут обеспечены обязательной страховкой от несчастного случая на сумму 2 млн руб. Соответствующий законопроект разработан и к июлю 2010 года может быть внесен Министерством транспорта на рассмотрение российского правительства... >>
  • //  06.04.2010
40% научных разработок в военной сфере исчезает бесследно
Вчера в Ново-Огареве глава правительства Владимир Путин провел итоговое совещание по проблемам развития оборонно-промышленного комплекса. «Итоговое» вовсе не означает, что развитие завершено и все проблемы решены. Напротив, их очень много... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама