N°217 26 ноября 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Слабая энергия диалога Россия и ЕС за десять лет запутались в «потоках» и «коридорах»
В октябре 2000 года на российско-европейском саммите в Париже председатель Еврокомиссии Романо Проди предложил недавно избранному президенту России Владимиру Путину создать механизм обсуждения сотрудничества, согласования интересов и подготовки совместных проектов в сфере энергетики. За прошедшие с тех пор 10 лет Россия успела построить два новых экспортных газопровода -- «Голубой поток» и «Ямал-Европа» мощностью около 50 млрд кубометров и запустила строительство «Северного потока» с пропускной способностью 55 млрд кубометров (должен выйти на проектный уровень работы через два года). Но Брюссель все равно не верит в намерения «Газпрома» надежно и предсказуемо снабжать газом страны ЕС.
В немалой степени тому виной и дефицит успехов деятельности энергодиалога. Из конкретных позитивных результатов стороны отметили только утверждение в прошлом году механизма раннего предупреждения о возможных газовых кризисах, который был принят после очередной российско-украинской транзитной войны. А вот «нотки недоверия», как сказал глава Минэнерго Сергей Шматко, все еще проскакивают в отношениях между Россией и ЕС в энергетической сфере. Хотя на самом деле атмосфера взаимного недоверия, пожалуй, главный результат дискуссий и поступков последних лет. И именно то препятствие, которое Москве с Брюсселем нужно срочно преодолевать. Российская сторона шаги навстречу уже делает. По крайней мере, на словах демонстрируется сильное желание договариваться с Еврокомиссией. Это было заметно в заявлениях высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров «Газпрома» еще перед юбилейной конференцией, которая состоялась в столице объединенной Европы 22 ноября. Тенденция подтвердилась и по ее итогам -- г-н Шматко не критиковал европейскую энергетическую политику, а делал упор на необходимости интенсивнее обсуждать возможные проблемы и минимизировать негативные последствия уже принятых и еще готовящихся решений. Позиция Брюсселя по этому поводу пока четко не сформулирована. С одной стороны, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер пригласил российских экспертов участвовать не только в разработке «дорожной карты» ЕС в сфере энергоснабжения до 2050 года, но и в подготовке и оценке механизмов функционирования правил «третьего энергетического пакета», вступающих в силу в марте 2011 года. А с другой -- Еврокомиссия тут же утверждает ключевыми приоритетами в сфере развития газовой инфраструктуры на ближайшее десятилетие такие проекты, как «Южный коридор» (доставка каспийского газа в обход России) и строительство газопроводов по интеграции бывших советских прибалтийских республик в европейскую систему газоснабжения (сейчас они на 100% зависят от России). Если Еврокомиссия добьется от стран-участниц нового расширения своих полномочий в сфере энергополитики, то лишь проекты в рамках этих приоритетов смогут рассчитывать на режим максимального благоприятствования, ускоренные процедуры получения разрешений и даже финансирование из бюджета ЕС. А запрос на такие полномочия содержится, в частности, в новой энергостратегии Европы до 2020 года, предложенной комиссаром Гюнтером Эттингером. Обсудить ее принятие на уровне глав европейских государств планируется в феврале будущего года, после чего Брюссель сможет с новой силой приступить к работе над конкретными проектами. То, как сложно развивать газовую инфраструктуру без явной политической поддержки со стороны Брюсселя, Москва уже испытала на примере проекта «Северный поток», который, даже имея статус трансъевропейской сети (TEN), не пользовался никакими привилегиями. Европейские финансовые институты (ЕБРР и Европейский инвестиционный банк) отказались от любого, даже номинального участия в проекте, хотя и это облегчило бы компании-оператору работу с коммерческими кредиторами. Процесс выдачи разрешений на строительство газопровода по дну Балтийского моря не сопровождался никакой публичной поддержкой из Брюсселя -- на контрасте с куда более проблематичным проектом Nabucco (часть «Южного коридора»), где Еврокомиссия оказывает давление и на страны-участницы, и поставщиков умасливает, и декларацию о намерении предоставить финансирование со стороны ЕБРР и ЕИБ организовала. «Южный поток», российский проект, конкурирующий с Nabucco, Брюссель до последнего времени просто игнорировал. Все попытки Москвы добиться для него европейского статуса тщетны. Более того, на примере Болгарии, межправительственное соглашение с которой по «Южному потоку» Брюссель потребовал привести в соответствие с европейским законодательством о свободном доступе третьих лиц к инфраструктуре, Еврокомиссия показывает, что вместо поддержки «Газпром» здесь может получить фактический «запрет» на инвестиции. Ведь всем понятно, что ни один крупный газотранспортный проект не может быть реализован на условиях свободного доступа -- коммерческие кредиторы просто не дадут денег без контракта, гарантирующего загрузку трубы хотя бы на период возврата займов, а инвесторы не станут вкладывать средства без гарантий окупаемости (а их тоже может обеспечить только договор с поставщиком). В этой системе координат место для сотрудничества с Россией находится за пределами первой тройки. Конечно, европейцы прекрасно понимают, что поставки российского газа останутся крупнейшей частью газового баланса ЕС. Но в то же время, отдавая себе отчет в том, что в странах Евросоюза продолжается истощение запасов и собственной добычи, Брюссель делает ставку на рост снабжения газом из других источников по принципу «только бы не из России». И это есть главный признак недоверия, за которое придется заплатить. Российский министр энергетики Сергей Шматко на юбилейной конференции не зря отмечал, что практически любая диверсификация в газовой сфере сопряжена с таким «побочным эффектом», как значительные дополнительные затраты на инфраструктуру, которые в конечном итоге перекладываются на плечи потребителей. Впрочем, и Москву, которая продвигает и реализует новые газотранспортные проекты по поставкам в Европу именно под лозунгом диверсификации транзитных маршрутов, такой «побочный эффект» не слишком смущает. На строительство «Голубого потока» в Турцию (без учета расширения трубопроводной системы на российской и турецкой территориях) ушло 3,3 млрд долл., только польский участок «Ямал-Европы» стоил более 2 млрд долл., на «Северный поток» (только морская часть) планируется потратить около 9 млрд евро и в сумму до 10 млрд евро оценивается «Южный поток». Но ощущение снижения зависимости от Украины, которая в 1990-е годы обеспечивала свыше 90% транзита российского газа в дальнее зарубежье (а в случае ввода всех «потоков» откатится на второстепенные роли), для руководства России, видимо, дороже денег. |
Россия и ЕС за десять лет запутались в «потоках» и «коридорах» В октябре 2000 года на российско-европейском саммите в Париже председатель Еврокомиссии Романо Проди предложил недавно избранному президенту России Владимиру Путину создать механизм обсуждения сотрудничества, согласования интересов и подготовки совместных проектов в сфере энергетики... >>
Украина лавирует между Россией и Европой Несмотря на то что на территории современной Украины находится географический центр европейского континента, политически и экономически страна продолжает многолетний поиск своего места между Азией и Европой.... >>
Клаус Шефер: «Газпром» есть и будет для нас очень важным партнером В представленном в ноябре Международным энергетическим агентством долгосрочном прогнозе развития мировой энергетики (World Energy Outlook) особо подчеркивается перспективность природного газа как одного из важнейших энергоносителей на ближайшие десятилетия для Европейского союза, и в частности для Германии... >>
В газовой отрасли России растет конкурент «Газпрому» В российской газовой отрасли, где ситуация была на годы законсервирована решениями руководства страны, назревают перемены.... >>
Координатор энергетической политики фракции ХДС/ХСС (г-н Эттингер является членом этого партийного альянса) в бундестаге Томас БАРАЙС: >>
Ядерную энергию и природный газ называют мостами в энергоснабжение будущего. Однако до сих пор аргументы в дискуссии о приоритетности каждого из них чрезмерно мотивированы интересами отдельных групп. Налицо необходимость непредвзято сравнить преимущества и недостатки обеих технологий... >>
Международное энергетическое агентство представило новый глобальный прогноз до 2035 года Долгосрочный прогноз развития энергетической отрасли World Energy Outlook 2010, представленный Международным энергетическим агентством в Лондоне и Берлине в начале ноября, содержит новый взгляд экспертов на перспективы потребления энергии... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|