N°200
29 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.10.2009
Постлюдия легенды
Выставка к 100-летию «Русских балетов» Сергея Дягилева в Третьяковской галерее

Выставки на темы, касательные давних историй бытования пластических искусств в театре, чем-то напоминают разглядывание крошечных макетиков с декорациями тех спектаклей, что уже никогда не посмотришь и мнение о которых не сформируешь. Вот и открывшаяся в ГТГ на Крымском валу экспозиция «Видение танца» (к 100-летию дягилевских балетов в Париже) смоделирована по некоему «атмосферическому принципу». Магия театра вообще -- главный герой, все остальное отдано воображению и впечатлительности зрителя. Архитектоника выставочного зала выстроена по принципу отворотов театральных кулис. Вот стенд с серовской Идой Рубинштейн, он повернут в сторону фотоизображения ларионовского занавеса к балету «Русские сказки». На фоне занавеса Валентина Серова к «Шехерезаде» экспонируются яркие фантастические костюмы Льва Бакста, чудом сохранившиеся в Монако, где 18 лет находилась репетиционная база дягилевской труппы. Много благородно выцветших, напоминающих старинные гравюры фотографий, запечатлевших великих артистов (Анну Павлову, Тамару Карсавину, Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Сержа Лифаря) в великих ролях. И драгоценным обрамлением этой драгоценной эфемерности служат как раз выставленные по периметру зала крохотные модельки сценических коробок легендарных спектаклей дягилевских балетов. Модельки тоже хранятся в Новом национальном музее Монако, изготовлены в 1920--1930-е годы Джорджем Рейнхардом.

Конечно, визуальное представление театральной истории получилось великолепное. Конечно, огромный труд проделан сотрудниками фонда «Екатерина», в очередной раз подтвердившими умение плодотворно сотрудничать с культурными фондами Княжества Монако (первый опыт -- организованная в 2004 году в Монако, затем переехавшая в Россию выставка "Художники "Бубнового валета"). Без сомнения, много раритетов, в том числе из хранящегося в ГТГ огромного фонда Ларионова--Гончаровой, из частных собраний, из различных театральных музеев России и мира. Среди 500 экспонатов генералом выбран фрескового размаха (10х10 метров) занавес к балету «Голубой экспресс» на музыку Дариуса Мийо, подписанный в 1924 году Пабло Пикассо и привезенный ныне из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта.

Все прекрасно. Однако в этом царстве артефактов сценической эфемерности как-то вдруг рассеиваются понятия о реальной истории дягилевского театра, о его эволюции, об отмеченной первой мировой войной радикальной смене эстетических предпочтений, в ходе которой даже на уровне сценографии Бакст и Бенуа уступили место Дерену, Браку, Сюрважу, Габо, тому же Пикассо... В нарочито сотворенном наподобие грезы экспозиционном пространстве незаметно нивелируются очевидные отличия разных пластических фактур. И Бенуа со своими ряжеными из «Петрушки», и Бакст со своими восточными чудовищами из «Синего бога» отлично себе вплетаются в общий хоровод с персонажами Гончаровой, Ларионова... Вполне возможно, что мистификация в случае с постлюдией великой дягилевской легенды, что называется, задана правилами игры. Ведь мы вроде как отмечаем 100-летие балетных сезонов. При этом первой, 1908 года, постановкой дягилевской антрепризы была показанная в Париже опера Мусоргского «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли. И свидетельства о ней (включая знаменитую картину Александра Головина с Федором Шаляпиным в роли царя Бориса) мы тоже видим на «танцевальной» экспозиции.

Тем пытливым зрителям, кому пребывание в волшебных грезах в конце концов наскучит, рекомендуется отлично изданный каталог. Известные специалисты и знатоки Джон Боулт, Зельфира Трегулова, Натали Ростичер Джордано, Вадим Гаевский подробнейшим образом, захватывающе интересно рассказывают ту самую историческую канву дягилевских балетов, что на экспозиции намечена лишь пунктиром.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.10.2009
Выставка к 100-летию «Русских балетов» Сергея Дягилева в Третьяковской галерее
Выставки на темы, касательные давних историй бытования пластических искусств в театре, чем-то напоминают разглядывание крошечных макетиков с декорациями тех спектаклей, что уже никогда не посмотришь и мнение о которых не сформируешь... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  29.10.2009
«Изотов» в постановке Андрея Могучего на сцене Александринского театра
В Александринке наконец-то вышел «Изотов» Андрея Могучего по пьесе московского драматурга «новодрамного призыва» Михаила Дурненкова. Эту историю когда-то автор с режиссером задумывали вдвоем, но после долгих репетиций в спектакль из написанной пьесы вошло не так много -- отдельные осколки, соединенные в визионерские картины... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  29.10.2009
«Любовь к трем апельсинам» в «Геликон-опере»
Признанный мэтр московского оперного авангардизма Дмитрий Бертман поставил в своем театре оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Почему только теперь, неизвестно... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  29.10.2009
В Москве начался фестиваль нового британского кино
Вчера фильмом «Побег из тюрьмы» режиссера Руперта Уайтта открылся Х фестиваль нового британского кино... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама