N°19
05 февраля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.02.2009
Внутренний Достоевский
Опера «Братья Карамазовы» на фестивале «Золотая маска»

версия для печати
Регулярный проект «Премьеры Мариинского театра в Москве», организованный фестивалем «Золотая маска», открылся во вторник показом удивительной мариинской продукции -- оперы композитора Александра Смелкова и либреттиста Юрия Димитрина «Братья Карамазовы» в постановке режиссера Василия Бархатова и сценографа Зиновия Марголина. Открылся с более чем часовым опозданием (труппа театра с Валерием Гергиевым прямо к спектаклю летела из Лондона, последний автобус подъехал на место в 20.00), что не помешало мариинцам дать собравшейся публике полное представление о несколько странном, но на редкость функциональном репертуарном спектакле.

«Братья Карамазовы» гергиевского консерваторского знакомого Александра Смелкова (партитура сочинена по заказу Мариинского театра) -- какая-то вызывающе средняя русская оперная музыка, напоминающая по ходу все сразу, включая Мусоргского, Чайковского и Шостаковича. И даже если композитор и пользуется такими достойными техниками, как аллюзии и реминисценции, то эффекта добивается абсолютно прямолинейного, лишенного каких бы то ни было признаков «двойной экспозиции» или малейшей рефлексии. Так что, перепахивая материал культуры, «опера-мистерия» звучит, будто спрессованный культурный жмых, столь же однородный, сколь по-своему выразительный.

Либретто -- перемежаемый «Легендой о Великом Инквизиторе», развернутый в оперную плоскость роман Достоевского -- практически невероятная затея, со страстью, скрупулезностью и пафосом реализованная. Самое в этой истории удивительное, что из пышно-простодушного и диковатого оперного текста постановщикам удалось сделать совершенно вменяемый спектакль. Динамичный, тонкий, красивый, осмысленный и очень репертуарный.

Чуть ли не главную роль в этом играет сценография, снабжающая кудрявое действие ясными силовыми линиями и эмоциями. На сцене вращающаяся конструкция, изящная реплика из русской архитектуры XIX века, куб, каждая сторона которого -- условный интерьер с немногими, но точными деталями. На руку спектаклю играют ловкая и печальная красота каждой сцены (цвет и фактура стен, очертания обезглавленной колокольни, диван, буфет, графин, банки с вареньем), кинематографическая простота их смен на поворотном круге. А еще общая, ненавязчиво сделанная «вывернутость» всего кажущегося бытовым действия наизнанку (интерьеры снаружи, и уходящий персонаж как будто может выйти «внутрь», но внутри монастырь, открывающийся только для сцен легенды).

По сути, сценография здесь решает все, и режиссеру остается только развести персонажей, но юная находка Мариинки Василий Бархатов делает это даже с большим блеском, чем хватило бы. Кудрявые партии густонаселенного действия превращены в умно и дельно прорисованные роли, причем поются и играются они одинаково успешно. И номинированные на «Маску» трагикомический Николай Гассиев (Федор Павлович Карамазов), аристократичный Алексей Марков (Иван Карамазов) и Кристина Капустинская (эмоционально и вокально-яркая Грушенька) не выделяются из некоей массы, как бывает, а действуют в умело, с большим вкусом прорисованном пространстве честного психологического театра, какой страшно идет оперной сцене, но редко на ней случается.

Причем если Александру Смелкову при адекватном течении дел получить композиторскую «Маску» легко могут помешать конкуренты (Родион Щедрин и Владимир Кобекин), то тандему Бархатов -- Марголин, решившему судьбу спектакля, снабдившему его умными смыслами, тонкой эмоцией и превратившему его в качественный продукт для внутреннего и внешнего применения, может повезти больше.
Юлия БЕДЕРОВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.02.2009
Новое руководство Союза кинематографистов готовится к войне с Никитой Михалковым
Вчера состоялась пресс-конференция нового председателя Союза кинематографистов Марлена Хуциева и членов его правления. За столом президиума сидели Эльдар Рязанов, Вадим Абдрашитов, Павел Финн, Гарри Бардин, Виктор Матизен, Юрий Богомолов... >>
  • //  05.02.2009
Опера «Братья Карамазовы» на фестивале «Золотая маска»
Регулярный проект «Премьеры Мариинского театра в Москве», организованный фестивалем «Золотая маска», открылся во вторник показом удивительной мариинской продукции -- оперы композитора Александра Смелкова и либреттиста Юрия Димитрина «Братья Карамазовы» в постановке режиссера Василия Бархатова и сценографа Зиновия Марголина... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  05.02.2009
Эрленд Лу. Мулей. Перевод с норвежского Ольги Дробут. -- СПб.: Азбука, 2009. Основоположник наивного письма, идеолог «новой искренности» и фанатичный собиратель доисторических коньков в своем последнем романе обосновывает новую социальную программу... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  05.02.2009
В прокат выходит главный претендент на «Оскара» -- «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Конечно, это самый необычный фильм за последние годы -- идея показать в кино, как родившийся стариком человек постепенно становится молодым, уже революционна... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.02.2009
Morrissey / Years Of Refusal (Decca). Холеный красавчик и позер Стивен Патрик Морриси прославился в составе группы восьмидесятнических рокеров-романтиков The Smiths, и последние 20 лет кропает сольные альбомы, доверху наполненные эстетством и пафосом... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  05.02.2009
Сегодня открывается 59-й Берлинский международный фестиваль
«Хоть плохонький, да свой», -- решил директор Берлинале Дитер Косслик и поставил на открытие фильм своего соотечественника Тома Тыквера International, международный триллер с участием Клайва Оуэна и Наоми Уоттс на актуальную тему махинаций зловредных банков... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама