N°19 05 февраля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Все наоборот, задом наперед В прокат выходит главный претендент на «Оскара» -- «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Конечно, это самый необычный фильм за последние годы -- идея показать в кино, как родившийся стариком человек постепенно становится молодым, уже революционна. Хотя благодаря компьютерной графике многое стало возможным, но вот так убедительно и натуралистично продемонстрировать обратное развитие обычного человека пока вроде никому не удавалось. Казус с возрастом главного героя дополнен внутренней психологической интригой. Бенджамин рождается со старым телом, но младенческой психикой, а умирает, соответственно, когда в пухлом теле младенца угасает траченный старческим маразмом дух. И если наблюдение над склеротическим малолеткой еще можно вынести, то оживленный детским любопытством дряхлый старик -- зрелище не для слабонервных. Некоторые вещи еще можно себе представить, но это не значит, что на них можно смотреть.
Тут впору подумать о пользе экспериментов над возможностями движущихся картинок -- со времен Мельеса трюки и спецэффекты были главной пищей кинематографа, однако для такого зрелища требуется условность. Когда сотворенная реальность кажется точной копией жизни, хочется между ними поставить барьер воображения. Впрочем, на этот счет есть разные мнения. Во всяком случае, на «Оскара» этот образец большого кино номинировали почти во всех номинациях (в тринадцати). И было бы справедливо, если бы ему достался главный приз: заставить зрителей три часа мучиться над разгадкой, где на экране Брэд Питт, а где уже или еще нет, к тому же на фоне практически всего ХХ века, да еще в любовной истории (даже двух) с приправой из русского балета, Баланчина, Мурманска, Нового Орлеана, северных морей и морского боя, дорогого стоит. Главный аттракцион фильма -- сам Бенджамин Баттон, сначала маленький, ссохнувшийся старичок, потом более бодрый старик, затем пожилой господин, начинающий стареть мужчина, молодой красавец, юнец, подросток, мальчик и, наконец, младенец. С ним, в сущности, ничего не происходит, он не совершает ярких поступков, не переживает внутренних драм, не впутывается в истории -- никаких приключений, кроме того, что случается со всеми, но в обратном порядке -- его меняет возраст. Мимо него проплывают фигуры его близких -- отец, случайно, но очень удачно подкинувший странного младенца в приют для престарелых, няня Куини, ставшая ребенку приемной матерью, обитатели приюта, капитан Джек с раздолбанного буксира, ищущая приключений жена дипломата из Мурманска... Все они, как будто тени, следы воспоминаний, и только Дейзи остается в его жизни на более долгое время. Кейт Бланшетт тоже предстоит подвергать свое божественное лицо уродующему возрастному гриму. Но все же она традиционно сначала предстает юной, и это доказывает: тот порядок, к которому мы привыкли, все-таки куда разумнее. Потому что в прекрасном душой и телом молодом Бенджамине мне все время видится тот плешивый и укороченный старичок, которого показали в начале картины. Это большая заслуга режиссера Финчера, но тут не знаешь, радоваться ли такому мастерству. Зато в плане содержания все выдержано в прямолинейном духе средневекового моралите -- помни о смерти. Мысль о смерти, видимо, и делает фильм невероятно холодным -- как замороженная треска. Есть подозрение, что сценаристам и режиссеру просто нечего было добавить к идее Скотта Фицджеральда, которая, изложенная в коротком смешном рассказе, никак сама по себе не могла обеспечить содержанием трехчасовое действие. Пришлось придумывать всякие добавочные истории. Например, про участие героя во второй мировой войне. Удалось показать много интересного -- всплывающую подводную лодку, залпы орудий, тонущих людей... Что при этом делает, чувствует или как реагирует наш герой -- неважно. Нам даже не рассказали, как и почему он выжил... Или вот несчастный случай с Дейзи, как будто взятый напрокат из совершенно другого фильма: нам долго показывают цепочку событий, которые и привели к катастрофе, причем совершенно непонятно, почему круг участников ограничен именно так -- можно было начать с сотворения мира... Впрочем, жизнь вообще необязательна, в ней многое происходит вполне случайно, концы с концами обычно не сходятся, и не всякому дано, как герою этого фильма, начать и кончить свои дни в одном и том же месте -- доме престарелых, мало изменившемся за 80 лет существования и по-прежнему стоящем на той же улице. Жаль, что Дейзи, дотянувшая, видимо, лет до ста десяти, не смогла так же спокойно угаснуть под этими сводами. На ее долю выпала безликая госпитальная койка, с которой она успела-таки поведать своей дочери эту удивительную и совершенно бессодержательную историю, прежде чем ураган «Катрина» смел их всех с лица земли. |
Новое руководство Союза кинематографистов готовится к войне с Никитой Михалковым Вчера состоялась пресс-конференция нового председателя Союза кинематографистов Марлена Хуциева и членов его правления. За столом президиума сидели Эльдар Рязанов, Вадим Абдрашитов, Павел Финн, Гарри Бардин, Виктор Матизен, Юрий Богомолов... >>
Опера «Братья Карамазовы» на фестивале «Золотая маска» Регулярный проект «Премьеры Мариинского театра в Москве», организованный фестивалем «Золотая маска», открылся во вторник показом удивительной мариинской продукции -- оперы композитора Александра Смелкова и либреттиста Юрия Димитрина «Братья Карамазовы» в постановке режиссера Василия Бархатова и сценографа Зиновия Марголина... >>
Эрленд Лу. Мулей. Перевод с норвежского Ольги Дробут. -- СПб.: Азбука, 2009. Основоположник наивного письма, идеолог «новой искренности» и фанатичный собиратель доисторических коньков в своем последнем романе обосновывает новую социальную программу... >>
В прокат выходит главный претендент на «Оскара» -- «Загадочная история Бенджамина Баттона» Конечно, это самый необычный фильм за последние годы -- идея показать в кино, как родившийся стариком человек постепенно становится молодым, уже революционна... >>
Morrissey / Years Of Refusal (Decca). Холеный красавчик и позер Стивен Патрик Морриси прославился в составе группы восьмидесятнических рокеров-романтиков The Smiths, и последние 20 лет кропает сольные альбомы, доверху наполненные эстетством и пафосом... >>
Сегодня открывается 59-й Берлинский международный фестиваль «Хоть плохонький, да свой», -- решил директор Берлинале Дитер Косслик и поставил на открытие фильм своего соотечественника Тома Тыквера International, международный триллер с участием Клайва Оуэна и Наоми Уоттс на актуальную тему махинаций зловредных банков... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|