N°131 24 июля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
По волне исторической памяти Давид Тухманов написал оперу про Екатерину Великую
В разгар лета, когда ничто не предвещает сколько-нибудь значимых культурных событий, Петербург вдруг наводнили сверкающие золотой краской афиши. Оказалось, Давид Тухманов написал оперу «Царица» о Екатерине II, Дмитрий Бертман ее поставил, а Лев Лещенко выступил загадочным «автором идеи». И премьера всего этого великолепия по счастливому стечению обстоятельств настигнет петербуржцев раньше, чем москвичей. В пресс-релизах и многочисленных интервью создатели спектакля обещали золотые горы на сцене (в виде монументальных декораций и сшитых по историческим лекалам костюмов) а также «абсолютно новое видение оперы как формы досуга, способной привлечь внимание самого широкого круга зрителей».
Подозрительным в проекте с самого начала казалось решительно все. Во-первых, время: конец июля, межсезонье (даже от ответа о приглашенных на премьеру знаменитостях организаторы на пресс-конференции уходили: «Ну вы же понимаете -- лето, отпуска»). Во-вторых, с чего вдруг московская труппа ставит оперу московского же композитора в Петербурге? (Забежим вперед. Разгадка спрятана в режиссерском решении финальной сцены, где Екатерина забирается на муляж того самого памятника самой себе, что стоит ровнехонько напротив Александринки. Что было бы символично, когда бы не было смешно.). В-третьих, удивляло, что эстрадный композитор решил написать оперу, а не замеченный прежде в особенном конформизме режиссер взялся ее ставить. Тут отдельная загадка. Ибо либретто, являющееся, по сути, пересказом учебника истории без малейшего намека на драматургию, зато лихо мешающее приторную сентиментальность с великодержавным пафосом не самый благодарный материал. Скажем, чем может заниматься вдовствующая императрица, уединившись с фаворитом в будуаре? Конечно же решать дела государственной важности. Во всяком случае каждая третья сцена «Царицы» -- ровно об этом. Особенно комично в таком контексте смотрится хрупкая и женственная Екатерина Максакова (она играет императрицу в юности; вся же роль государыни разделена меж тремя солистками -- по одной на каждый возраст и тогдашнего фаворита), провожающая уходящего графа Орлова такими примерно словами: «...Бабник, мот, картежник/ и верный друг в любой беде,/ любимый, хоть и не помощник/ в державном тягостном труде». Но в конце концов оперные либретто редко могут похвастаться связностью сюжета, предоставляя решать эту задачу музыке. Пол-интриги заключалось в том, что от Тухманова ждали чего-то мюзиклообразного, что в антураже XVIII века могло бы и выстрелить. Увы, с классиком советской эстрады случилось то же, что и с Полом Маккартни: он пожелал примерить на себя мантию «серьзного» композитора. Откуда берется уверенность, что стоит написать что-нибудь «под классику, только проще», и публика, прежде за километр обходившая театры, повалит туда валом, непонятно. Даже обещанного «возвращения в оперу мелодии» не состоялось: сколько-нибудь запоминающихся номеров в «Царице» примерно штуки три. Спасти спектакль хотя бы отчасти могла радикальная, ироничная режиссура. С этой точки зрения фигура Бертмана кажется более-менее уместной. Но кто из озабоченных «художественным и эстетическим воспитанием молодежи» организаторов даст ему развернуться? Так что все по-барочному пышно, целомудренно и уныло, как тот самый учебник. Нельзя сказать, что совсем блекло: дикие пляски «народа» в костюмах цвета половой тряпки, имперская величественность бала по случаю покорения Тавриды, финальный диалог со шведским королем, в котором участвуют сразу все три Екатерины, безусловно, эффектны. Но в целом «Царица» производит впечатление сериала «Бедная Настя», перенесенного на оперную сцену. Правда, в телепродукте еще была хоть какая-то интрига. |
У генподрядчика реконструкции Большого театра новый собственник Власти, обеспокоенные затянувшейся реконструкцией Большого театра, сумели поменять генерального подрядчика стройки, формально его не меняя. К руководству нынешнего застройщика «СУИПроект» просто пришли новые люди... >>
В Москве выступает китайская опера «Восточная» программа Чеховского фестиваля закрывается выступлениями тайваньского театра Гуо Гуанг (в переводе -- «Слава государства»).... >>
In-Finitum в Венеции Одновременно с Венецианской художественной биеннале в умном диалоге с ней проходит выставка In-Finitum. Развернута она в старинном палаццо художника, дизайнера, сценографа и эксцентричного коллекционера Мариано Фортуни-и-Мадрацо, сына известного художника второй половины XIX века Мариано Фортуни-и-Марсаль... >>
В Зальцбурге будет много русской музыки Завтра открывается Зальцбургский фестиваль -- крупнейший музыкально-театральный форум Европы. Программа была объявлена еще в ноябре, однако вскоре стало известно, что нынешний интендант форума Юрген Флимм собирается возглавить Берлинскую государственную оперу и не намерен продлевать контракт в Зальцбурге... >>
Давид Тухманов написал оперу про Екатерину Великую В разгар лета, когда ничто не предвещает сколько-нибудь значимых культурных событий, Петербург вдруг наводнили сверкающие золотой краской афиши. Оказалось, Давид Тухманов написал оперу «Царица» о Екатерине II, Дмитрий Бертман ее поставил, а Лев Лещенко выступил загадочным «автором идеи»... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|