N°131
24 июля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.07.2009
Через Красное море к Ленину и Че Геваре
В Зальцбурге будет много русской музыки

версия для печати
Завтра открывается Зальцбургский фестиваль -- крупнейший музыкально-театральный форум Европы. Программа была объявлена еще в ноябре, однако вскоре стало известно, что нынешний интендант форума Юрген Флимм собирается возглавить Берлинскую государственную оперу и не намерен продлевать контракт в Зальцбурге. В мае был назван преемник -- директор Цюрихской оперы Александр Перейра. И хотя номинально Флимм остается на должности еще два года, по многим свидетельствам, грядущая работа в Берлине занимает его куда больше. Поэтому нынешний фестиваль, третий для Флимма и его команды, будет оцениваться как итоговый.

Под девизом «Игра властных» в оперной программе форума представлены сочинения Генделя, Моцарта, Ноно, Россини, Гайдна и Бетховена. Фестиваль откроет премьера сценической версии оратории Генделя «Теодора» (дирижер Айвор Болтон). Партию главной героини, христианки, отказавшейся приносить жертвы Юпитеру, исполнит блистательная Кристина Шефер. Спектакль ставит Кристоф Лой; этим летом здесь идет и другая работа тандема Болтон--Лой -- "Армида" Гайдна, впервые показанная в Зальцбурге два года назад и также посвященная религиозным конфликтам.

Еще три оперы объединяет тема борьбы за свободу. «Фиделио» Бетховена дважды прозвучит в концертном исполнении с участием дирижера Даниэля Баренбойма и его оркестра «Западно-Восточный диван». Над оперой Россини «Моисей и фараон, или Переход через Красное море» работает сам Юрген Флимм -- это его первая постановка в Зальцбурге за пять лет. Следует выделить «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно -- оперы второй половины ХХ века на фестивале не шли уже шесть лет. Собственно, это не столько опера, сколько грандиозный коллаж, который создали Ноно и Юрий Любимов на основе текстов Брехта, Ленина, Горького, Маркса, Фиделя Кастро, Артюра Рембо и еще ряда авторов. Здесь слиты события Парижской коммуны, русской революции 1905 года, боливийской борьбы Че Гевары, а среди разнообразных героев появляются горьковские Ниловна (мать) и Павел Власов (сын). Дирижер Инго Метцмахер -- признанный специалист по современной музыке.

Режиссер Клаус Гут завершает работу над знаменитой трилогией Моцарта. В 2006 году к 250-летию композитора Гут с успехом сервировал главное блюдо юбилейного фестиваля -- «Свадьбу Фигаро»; два года назад, в первое интендантское лето Флимма, ее повтор стал единственным украшением оперной программы. Прошлым летом Гут на столь же высоком уровне поставил «Дон Жуана», лучший спектакль фестиваля. Теперь он занят третьей оперой цикла -- «Так поступают все женщины», где в партии Деспины выступит великолепная Патрисия Петибон. В пару к премьере вновь повторят «Фигаро». В составе произошли изменения, однако Графиню по-прежнему поет Доротея Решманн, возвысившая эту роль до главной.

Насколько неровной и пестрой казалась оперная часть двух последних фестивалей, настолько же насыщенной и гармоничной была их концертная программа, за которую в команде Флимма отвечает пианист и просветитель Маркус Хинтерхойзер. Он не стал кардинально менять систему концертов. Фундаментом остаются пять программ Венского филармонического оркестра, но добавлено к ним много нового. Во-первых, два ежегодных спецпроекта: один посвящен какому-либо композитору ХХ века, другой -- кому-то из великих романтиков. Во-вторых, на немалый срок приглашено нескольких оркестров, дабы в Зальцбурге была представлена серия эксклюзивных программ, не звучащих на других фестивалях.

Один из циклов стартует в первый же день -- все симфонии Бетховена за четыре вечера представит Deutsche Kammerphilharmonie (Бремен) во главе с Пааво Ярви. Как утверждает Хинтерхойзер, это лучшее исполнение Бетховена, что можно услышать сегодня. Серию из трех гайдновских концертов приготовил ансамбль «Музыканты Лувра-Гренобля» под управлением Марка Минковского. 200-летию со дня смерти Гайдна посвящен ряд вечеров, в том числе финальный, где оратория «Времена года» прозвучит под управлением Саймона Рэттла.

«Западно-Восточный диван», побывавший в Зальцбурге в качестве приглашенного оркестра два года назад, ныне участвует в исполнении «Фиделио» и мастер-классе Даниэля Баренбойма, играет симфоническую программу (Лист, Вагнер, Берлиоз) и две камерных (Мендельсон, Берг, Шенберг и Булез, который сам продирижирует свои сочинения). Баренбойм будет аккомпанировать Анне Нетребко, которая споет Чайковского и Римского-Корсакова. Еще одну русскую программу представит молодой дирижер Густаво Дудамель; он дебютирует за пультом Венского филармонического оркестра с сочинениями Стравинского и Чайковского.

Сольным концертом пианиста Аркадия Володося открывается проект «Сцены из Листа», восемь концертов которого включают музыку Шуберта, Баха, Алкана, Паганини и классику ХХ века. Наиболее неожиданно будет услышать в этом контексте Галину Уствольскую и Четырнадцатую симфонию Шостаковича. Вообще Шостаковича здесь как никогда много -- три симфонии и три квартета. Маркус Хинтерхойзер объясняет: фестиваль посвящен теме власти и ее связи с музыкой.

В цикле «Континент Вареза», посвященном одному из главных новаторов ХХ века, франко-американскому композитору Эдгару Варезу, -- восемь вечеров. Прозвучит большинство сочинений самого Вареза на фоне музыки его современников и последователей -- Шенберга, Ноно, Фелдмана, Ксенакиса, Гризе, Дюсапена... В рамках серии Хинтерхойзер придумал еще одну неожиданную пару: один из концертов наполовину отдан музыке Клаудио Монтеверди. Композиторов разделяет несколько столетий, однако Варез, как ни странно, был пропагандистом музыки Шютца и Монтеверди задолго до «барочной революции»: стало быть, и Монтеверди принадлежит к кругу Вареза.

Что до участников из России и бывшего СССР, то в Зальцбурге выступят пианисты Григорий Соколов, Евгений Кисин, Валерий Афанасьев и Борис Березовский, скрипачка Патриция Копачинская, виолончелист Миша Майский, певцы Анатолий Кочерга и Ильдар Абдразаков, дирижеры Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Андрис Нелсонс... Сильный «русский уклон» афиши подчеркнут и в театральной программе: прошлогоднюю постановку «Преступления и наказания» под занавес сыграют аж семь раз.
Илья ОВЧИННИКОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.07.2009
У генподрядчика реконструкции Большого театра новый собственник
Власти, обеспокоенные затянувшейся реконструкцией Большого театра, сумели поменять генерального подрядчика стройки, формально его не меняя. К руководству нынешнего застройщика «СУИПроект» просто пришли новые люди... >>
  • //  24.07.2009
В Москве выступает китайская опера
«Восточная» программа Чеховского фестиваля закрывается выступлениями тайваньского театра Гуо Гуанг (в переводе -- «Слава государства»).... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.07.2009
In-Finitum в Венеции
Одновременно с Венецианской художественной биеннале в умном диалоге с ней проходит выставка In-Finitum. Развернута она в старинном палаццо художника, дизайнера, сценографа и эксцентричного коллекционера Мариано Фортуни-и-Мадрацо, сына известного художника второй половины XIX века Мариано Фортуни-и-Марсаль... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  24.07.2009
В Зальцбурге будет много русской музыки
Завтра открывается Зальцбургский фестиваль -- крупнейший музыкально-театральный форум Европы. Программа была объявлена еще в ноябре, однако вскоре стало известно, что нынешний интендант форума Юрген Флимм собирается возглавить Берлинскую государственную оперу и не намерен продлевать контракт в Зальцбурге... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.07.2009
Давид Тухманов написал оперу про Екатерину Великую
В разгар лета, когда ничто не предвещает сколько-нибудь значимых культурных событий, Петербург вдруг наводнили сверкающие золотой краской афиши. Оказалось, Давид Тухманов написал оперу «Царица» о Екатерине II, Дмитрий Бертман ее поставил, а Лев Лещенко выступил загадочным «автором идеи»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика