N°131 24 июля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Никакого мошенничества В Москве выступает китайская опера
«Восточная» программа Чеховского фестиваля закрывается выступлениями тайваньского театра Гуо Гуанг (в переводе -- «Слава государства»). Труппа из Тайбея в один вечер играет две одноактовки -- комедию «Король Обезьяна и Мышь Гоблин» и лирическую драму «Отвергнутая невеста»; последний спектакль -- завтра, на сцене Театра имени Моссовета.
Китайская опера как жанр не особенно похожа на оперу европейскую, особенно когда речь идет о комедии. Когда театр рассказывает печальную историю о принцессе, влюбленной в императора, но в результате чиновничьей интриги отосланной им в северные пределы государства заключать мир с варварами, знакома хотя бы представленная нам структура. Это череда монологов, почти моноопера -- с перепадом настроений в общей печальной гамме. Девушка (Вей Хай-Мин, звезда не только национального, но и мирового масштаба -- она работала у Роберта Уилсона в «Орландо») дома собирает вещи и поет о том, как ей не хочется уезжать. Садится в коляску -- поет о том же и плачет. Далее на каждой остановке она оборачивается к городу, что уже скрылся за горизонтом. Для заключения мира ей надо выйти замуж за предводителя этих самых варваров, соответственно расставание с человеком, которого она любила, это расставание навсегда. И несколько арий, в которых и обращения к птицам, что летят в родной город, и гнев на бездарных военачальников, что не смогли победить противника, а теперь надеются на ее влияние, размеренно делят маленький спектакль на несколько частей. Жалобы все печальнее, вот она, кажется, уже готова развернуть коня... Но тут появляется «встречающая делегация» варваров, и принцесса, хм, отмечает, как красивы местные мужчины. Вот тут занавес сразу опускается -- жениха нам не предъявили, но интонация пообещала, что, может быть, принцесса будет плакать не слишком долго. Комедия же в китайской опере менее всего предполагает пение. Более всего акробатику, жонглирование, потешные диалоги, демонстрацию боевых искусств. То есть, собственно говоря, цирк. «Король Обезьяна и Мышь Гоблин» содержит все эти компоненты в значительном количестве. В одноактовке, героиня которой в афише названа Мышью, а в спектакле упорно именовалась Крысой-нефритом с золотым носом, буддийский монах отправляется в путешествие за какими-то рукописями. Его сопровождают Обезьяна («старший брат» остальных зверей, решительный и храбрый воин), Свинья (что, понятное дело, любит покушать, но еще и влюбчив и доверчив) и некое неопознанное животное со скептическим складом ума. На буддийского монаха открывает охоту Крыса-оборотень, падчерица небесного властелина, вышвырнутая с облаков за то, что сгрызла священную свечу. Крыса хочет на себе монаха женить, тогда ее магическая сила увеличится многократно. Для достижения этой цели она странника похищает и утаскивает к себе в пещеры. Три его спутника отправляются спасать учителя. Свита Крысы (Дзу Шенг-ли, воплощение лукавства и гибкости) и товарищи монаха не ходят по сцене -- они прыгают, делают сальто, обозначают удары кунг-фу. Время спектакля делится на две части. В одной идут комические диалоги, Свинья выпячивает свое накладное брюшко и при появлении Крысы (обернувшейся дивной красавицей) начинает мгновенно строить ей глазки. Монах так шарахается от эротических намеков фрейлин Крысы, что не оставляет никаких сомнений в своей праведности. Придворные дамы в разноцветных шелках чуть не падают в обморок от попыток монаха распропагандировать их в буддийском духе. В другой половине спектакля идут бои; и только ради них не стоит пропускать эту гастроль. Потому что, наблюдая боевые трюки в кино, мы всегда готовы предположить, что в ответственный момент работа передается каскадерам, и вообще все дорисовано, склеено и переделано. Здесь же -- вживую -- мы видим, как сражаются подданные Крысы с «небесными полководцами», которых Обезьяна позвал на помощь, и... в девушку летит копье, девушка ловит его мыском ноги и отбрасывает точно в руки партнеру в другом конце сцены. А потом копье летит ей в спину, и она так же точно отбрасывает его ногой из-за спины (будто лягнула эту тростинку, и та, завертевшись, полетела точно туда, куда ее отправили). Если учесть что одновременно в воздухе находится примерно десять копий, то кажется, что над сценой крутятся детали часового механизма, каждую секунду перемещающиеся с восхитительной точностью. Но как бы ни были ловки подданные Крысы, их с помощью небес и Кошки-оборотня всех загоняют в ловушку, освобождая добронравного пленника. (Правда, в какой-то момент мнится, что Крыса, оказавшаяся между Обезьяной и Кошкой-оборотнем, так и оставит их драться меж собой, а сама благополучно сбежит.) Но об участи грызунов беспокоиться не стоит -- еще в самом начале пути монах внушал склонному к смертоубийству Обезьяне, что буддисты уважают всякую жизнь. И воин ему покорно отвечал: «Спасибо за наставления, учитель». |
У генподрядчика реконструкции Большого театра новый собственник Власти, обеспокоенные затянувшейся реконструкцией Большого театра, сумели поменять генерального подрядчика стройки, формально его не меняя. К руководству нынешнего застройщика «СУИПроект» просто пришли новые люди... >>
В Москве выступает китайская опера «Восточная» программа Чеховского фестиваля закрывается выступлениями тайваньского театра Гуо Гуанг (в переводе -- «Слава государства»).... >>
In-Finitum в Венеции Одновременно с Венецианской художественной биеннале в умном диалоге с ней проходит выставка In-Finitum. Развернута она в старинном палаццо художника, дизайнера, сценографа и эксцентричного коллекционера Мариано Фортуни-и-Мадрацо, сына известного художника второй половины XIX века Мариано Фортуни-и-Марсаль... >>
В Зальцбурге будет много русской музыки Завтра открывается Зальцбургский фестиваль -- крупнейший музыкально-театральный форум Европы. Программа была объявлена еще в ноябре, однако вскоре стало известно, что нынешний интендант форума Юрген Флимм собирается возглавить Берлинскую государственную оперу и не намерен продлевать контракт в Зальцбурге... >>
Давид Тухманов написал оперу про Екатерину Великую В разгар лета, когда ничто не предвещает сколько-нибудь значимых культурных событий, Петербург вдруг наводнили сверкающие золотой краской афиши. Оказалось, Давид Тухманов написал оперу «Царица» о Екатерине II, Дмитрий Бертман ее поставил, а Лев Лещенко выступил загадочным «автором идеи»... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|