Время новостей
     N°131, 24 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2009
Никакого мошенничества
В Москве выступает китайская опера
«Восточная» программа Чеховского фестиваля закрывается выступлениями тайваньского театра Гуо Гуанг (в переводе -- «Слава государства»). Труппа из Тайбея в один вечер играет две одноактовки -- комедию «Король Обезьяна и Мышь Гоблин» и лирическую драму «Отвергнутая невеста»; последний спектакль -- завтра, на сцене Театра имени Моссовета.

Китайская опера как жанр не особенно похожа на оперу европейскую, особенно когда речь идет о комедии. Когда театр рассказывает печальную историю о принцессе, влюбленной в императора, но в результате чиновничьей интриги отосланной им в северные пределы государства заключать мир с варварами, знакома хотя бы представленная нам структура. Это череда монологов, почти моноопера -- с перепадом настроений в общей печальной гамме. Девушка (Вей Хай-Мин, звезда не только национального, но и мирового масштаба -- она работала у Роберта Уилсона в «Орландо») дома собирает вещи и поет о том, как ей не хочется уезжать. Садится в коляску -- поет о том же и плачет. Далее на каждой остановке она оборачивается к городу, что уже скрылся за горизонтом. Для заключения мира ей надо выйти замуж за предводителя этих самых варваров, соответственно расставание с человеком, которого она любила, это расставание навсегда. И несколько арий, в которых и обращения к птицам, что летят в родной город, и гнев на бездарных военачальников, что не смогли победить противника, а теперь надеются на ее влияние, размеренно делят маленький спектакль на несколько частей. Жалобы все печальнее, вот она, кажется, уже готова развернуть коня... Но тут появляется «встречающая делегация» варваров, и принцесса, хм, отмечает, как красивы местные мужчины. Вот тут занавес сразу опускается -- жениха нам не предъявили, но интонация пообещала, что, может быть, принцесса будет плакать не слишком долго.

Комедия же в китайской опере менее всего предполагает пение. Более всего акробатику, жонглирование, потешные диалоги, демонстрацию боевых искусств. То есть, собственно говоря, цирк. «Король Обезьяна и Мышь Гоблин» содержит все эти компоненты в значительном количестве. В одноактовке, героиня которой в афише названа Мышью, а в спектакле упорно именовалась Крысой-нефритом с золотым носом, буддийский монах отправляется в путешествие за какими-то рукописями. Его сопровождают Обезьяна («старший брат» остальных зверей, решительный и храбрый воин), Свинья (что, понятное дело, любит покушать, но еще и влюбчив и доверчив) и некое неопознанное животное со скептическим складом ума. На буддийского монаха открывает охоту Крыса-оборотень, падчерица небесного властелина, вышвырнутая с облаков за то, что сгрызла священную свечу. Крыса хочет на себе монаха женить, тогда ее магическая сила увеличится многократно. Для достижения этой цели она странника похищает и утаскивает к себе в пещеры. Три его спутника отправляются спасать учителя.

Свита Крысы (Дзу Шенг-ли, воплощение лукавства и гибкости) и товарищи монаха не ходят по сцене -- они прыгают, делают сальто, обозначают удары кунг-фу. Время спектакля делится на две части. В одной идут комические диалоги, Свинья выпячивает свое накладное брюшко и при появлении Крысы (обернувшейся дивной красавицей) начинает мгновенно строить ей глазки. Монах так шарахается от эротических намеков фрейлин Крысы, что не оставляет никаких сомнений в своей праведности. Придворные дамы в разноцветных шелках чуть не падают в обморок от попыток монаха распропагандировать их в буддийском духе. В другой половине спектакля идут бои; и только ради них не стоит пропускать эту гастроль.

Потому что, наблюдая боевые трюки в кино, мы всегда готовы предположить, что в ответственный момент работа передается каскадерам, и вообще все дорисовано, склеено и переделано. Здесь же -- вживую -- мы видим, как сражаются подданные Крысы с «небесными полководцами», которых Обезьяна позвал на помощь, и... в девушку летит копье, девушка ловит его мыском ноги и отбрасывает точно в руки партнеру в другом конце сцены. А потом копье летит ей в спину, и она так же точно отбрасывает его ногой из-за спины (будто лягнула эту тростинку, и та, завертевшись, полетела точно туда, куда ее отправили). Если учесть что одновременно в воздухе находится примерно десять копий, то кажется, что над сценой крутятся детали часового механизма, каждую секунду перемещающиеся с восхитительной точностью. Но как бы ни были ловки подданные Крысы, их с помощью небес и Кошки-оборотня всех загоняют в ловушку, освобождая добронравного пленника. (Правда, в какой-то момент мнится, что Крыса, оказавшаяся между Обезьяной и Кошкой-оборотнем, так и оставит их драться меж собой, а сама благополучно сбежит.) Но об участи грызунов беспокоиться не стоит -- еще в самом начале пути монах внушал склонному к смертоубийству Обезьяне, что буддисты уважают всякую жизнь. И воин ему покорно отвечал: «Спасибо за наставления, учитель».

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр