N°81
13 мая 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.05.2008
Положительный пример
В Русском музее показывают коллекцию княгини Тенишевой

У Марии Тенишевой было бедное детство и трудная юность -- она была незаконнорожденной, и родственники мужа-аристократа так и не признали ее. Начав собирать свою коллекцию, Мария Клавдиевна хотела прежде всего доказать свое умение с пользой распоряжаться средствами, оказавшимися у нее благодаря гениальности мужа -- Вячеслава Тенишева, инженера и предпринимателя. Князь всегда остается в тени «крупной фигуры» супруги, в то же время именно его предпринимательская энергия и научная, в частности этнографическая и археологическая, деятельность во многом предопределили успех предприятий княгини. О том, насколько эти предприятия ей удались (княгиня стала знаменитой покровительницей искусств Серебряного века), рассказывает выставка из фондов Русского музея, что открылась в корпусе Бенуа. Она продолжает историю основателей коллекции музея, начавшуюся минувшей зимой с выставки, посвященной великой княгине Елене Павловне.

При открытии Русского музея императора Александра III два зала Михайловского дворца были отведены графической коллекции Марии Тенишевой. Собранная при помощи Александра Бенуа и насчитывавшая более 500 листов, коллекция заложила основу огромной (десятки тысяч единиц), но все еще малоизвестной до настоящего времени части собрания музея. На выставке можно видеть шедевры Кипренского, Орловского и Брюллова, а также работы менее известных мастеров, таких как Василий Переплетчиков, Виктор Бобров и Мария Якунчикова. Здесь же живопись Репина, Врубеля, Левитана, а также скульптура Паоло Трубецкого.

Однако задача экспозиции все же не в демонстрации шедевров, а в привлечении внимания к удачному примеру меценатства из прошлого России. Так, сотрудничество между Тенишевой и Бенуа не было ограничено собиранием коллекции графики и созданием каталога. Оно продолжилось финансированием журнала «Мир искусства», несмотря на карикатуры Павла Щербова и разочарование Репина, эстетического врага мирискусников и при этом друга княгини (в угоду Илье Ефимовичу Тенишева создала две рисовальные школы в Петербурге и Смоленске). Журнал, как известно, сыграл значительную роль в истории искусства начала ХХ века.

Вместе с княгиней Екатериной Святополк-Четвертинской Мария Тенишева приступила к реализации «русской программы», которую придумала в принадлежащем подруге имении Талашкино под Смоленском. Крестьяне там постигали традиционную художественную культуру как «жизнетворческую силу»: приобщались к народным промыслам и музыке под руководством Сергея Малютина, Николая Рериха и Игоря Стравинского, а также занимались усовершенствованием сельскохозяйственного производства. То есть Тенишева превратила имение в «идейное» (как они определили). Благосклонное внимание к идеям Тенишевой со стороны Николая II доказывает, что именно в таком виде он, обустраивавший по схожей схеме Федоровский городок в Царском Селе, и представлял себе идеальную ячейку своей империи.
Николай ПРОКОФЬЕВ, Санкт-Петербург


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.05.2008
«Кинотавр» объявил свою программу
Главный российский кинофестиваль откроется 7 июня фильмом Александра Прошкина «Живи и помни». Всего же в конкурсной программе 15 картин, отобранных из 130 произведений, присланных на конкурс... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.05.2008
В Русском музее показывают коллекцию княгини Тенишевой
У Марии Тенишевой было бедное детство и трудная юность -- она была незаконнорожденной, и родственники мужа-аристократа так и не признали ее... >>
  • //  13.05.2008
Вышли в свет две книги о российской музыкальной культуре
Два музыкальных журналиста -- Максим Семеляк, бывший обозреватель журнала «Афиша», и Борис Барабанов, нынешний обозреватель газеты «Коммерсант», выпустили по книге. Книга первого посвящена группе «Ленинград», второго -- фильму «Асса», поводы для выхода обеих были скорее формального толка: условное десятилетие «Ленинграда» и двадцатилетие фильма Сергея Соловьева «Асса», а также готовящееся к выходу продолжение этого фильма -- «Асса-2»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  13.05.2008
Альбом, которому наверняка грозят всякие премии и первые места в рейтингах «переиздание года». Четверть века спустя переиздано лучшее творение Майкла Джексона, легендарный Thriller, самый продаваемый альбом всех времен и народов (по цифрам продаж обошел даже «Луну» Pink Floyd), в свое время отмеченный аж восемью наградами «Грэмми»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама