N°201 29 октября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Втертый в вечность Оскар Рабин в Третьяковской галерее
Выставка в ГТГ на Крымском валу, созданная при участии некоммерческой организации «Ты и искусство», называется «Три жизни Оскара Рабина». Она посвящена его восьмидесятилетию. Сам художник так представил три жизни. «Первая жизнь -- с моего рождения и до смерти Сталина... После смерти Сталина началась моя вторая жизнь, и в этой второй жизни я смог проявить себя и реализовать как художник, не кривя душой и не подделываясь под официальное искусство.... Эта жизнь продолжилась до 1978 года, когда я оказался невольными эмигрантом в Париже... Вот уже 30 лет в моей третьей жизни я имею возможность спокойно работать и заниматься своим призванием, опираясь на творческий багаж, который был найден и сформирован в России». Этими словами открывается роскошный каталог выставки, изданный Русским музеем.
Тщательно отобранные на выставку работы (большинство, конечно, из западных музеев и частных собраний) убеждают, что творчество Рабина преломляет в себе вязкую тему экзистенциальной неприкаянности в российском искусстве. Рабин учился у Евгения Кропивницкого, создавшего «лианозовскую группу» (по месту жительства у станции Лианозово многих художников). Впрочем, объединяло всех скорее общее ощущение времени, а не приверженность единому методу. Другой великий лианозовец поэт Всеволод Некрасов вспоминает, что «...была и не группа, не манифест, а дело житейское, конкретное...». Неприкаянный в первую свою жизнь Рабин оказался скитальцем и в творчестве. Он сам признается в любви к Саврасову, Левитану, Туржанскому. Но тот морок барачного быта грязной лианозовской окраины Москвы, пиитом которого стал Рабин, пропитан впечатлениями и от других встреч. Ну, например, от странствия в раненый мир Павла Андреевича Федотова. Помните, «Игроки», или «Анкор, еще, анкор»? Там по-расейски бессмысленно убиваемое время душит пространство, которое в буквальном смысле корчится и горячечно бредит. А все ведь тоже узнаваемые артефакты будней -- утлые комнатки, тускло горящие свечки, избушки в оконце. Похожий на Рабина мирок. Зяглянуть в бездну российского безвременья страшно. Федотов погиб. Рабин выжил. Потому, наверное, что призвал к себе в союзники тех, кого искусствовед-профессор Валерий Турчин называет «художниками еврейского пессимизма», Марка Шагала, например. Вот ведь посмотрим живопись «классического» лианозовского Рабина 60--70-х: и небо у него свинцовое, и ржавая земля, и неверный свет в окошках. И черные, как кляксы, бесенята-кошки, и жирная селедка на первом плане зырит кровавым глазом, и кажется, что живопись дышит тяжким ликероводочным перегаром. И впору вешаться. А вот что-то держит в ожидании преображения, какая-то светлая шагаловская грусть, оксюморон какой-то о мрачной светлоте. Сама субстанция живописи отчетливо ассоциируется с плотным густым витражным сиянием. И в общем-то так же, как у Шагала или Норштейна, жмется в его картинах что-то такое уютное, сердешное, теплое, что неотменимо как малая родина с обшарпанной вывеской продовольственного магазина и брехней бездомных собак. Спасительный еврейский пессимизм! После отъезда в третью жизнь, в Париж, в творчестве Рабина, возможно, начался новый этап странствий. Вроде бы все осталось то же: набухшая черноземом сезаннистско-фальковско-лианозовская палитра, втертые в этот чернозем артефакты «русского поп-арта» (так Оскар Рабин назвал свою картину 1964 года): селедка, обрывки газет, куски колбасы, этикетки согревающих напитков... Но возникло чувство отчужденного отчаяния. И оно появилось из-за вторжения в мир Рабина самой что ни на есть настоящей поп-артистской вымороченности, когда уже ничего не жалко и предметный мир (теперь чаще с пластиковыми французскими бутылочками) вываливается в гниющую помойку. Одновременно более изощренно в третьей жизни Рабин обращается к авангардистскому формообразованию, к поэтике футуризма. Некоторые его работы с вделанными в холст досками шлют привет контррельефам Татлина. Вбитые реечками диагонали, кресты и квадраты среди ярких красочных синкоп вспоминают о кубофутуризме и супрематизме. Многие работы Рабина разных лет представляют портреты его самого и его супруги художницы Валентины Кропивницкой героями старой живописи или газетных фотографий. Ощущение, что эти образы втерты в чернозем его полотен так же основательно, неотменимо, навсегда, как и другие артефакты нашего быта, что образуют вечный жизни круг. |
В Большом театре отпраздновали юбилей легендарного дуэта В главном театре страны прошел фестиваль в честь Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Праздновались не дни рождения прославленных артистов, а пятидесятилетие их творческого дуэта... >>
Cезон Москультпрога завершился на выставке Вячеслава Калинина в Третьяковской галерее Здесь всегда многолюдно. Москультпрог (Московские культурологические прогулки), организация, проводящая неформальные и монографические экскурсии по Москве, с каждым годом ставит новые рекорды посещаемости и покупает новые, все более мощные мегафоны... >>
Оскар Рабин в Третьяковской галерее Выставка в ГТГ на Крымском валу, созданная при участии некоммерческой организации «Ты и искусство», называется «Три жизни Оскара Рабина». Она посвящена его восьмидесятилетию. Сам художник так представил три жизни. «Первая жизнь -- с моего рождения и до смерти Сталина... >>
Смотрите с 30 октября на экранах Москвы «Мадагаскар 2» (США, 2008, Эрик Дарнелл и Том Макграт). Продолжение мультипликационного блокбастера двухлетней давности, главный конкурент «Кванта милосердия» в осеннем всемирном кинопрокате... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|