N°138 01 августа 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Диана Мачулина: "Нет ничего хуже, чем предсказуемость"
Диана МАЧУЛИНА -- автор самого загадочного опуса биеннале, картины-пазла на тему заката советской империи (демонстрировалась на выставке «Невидимое различие»). Признанная благодаря впечатляющей, поддержанной мощным интеллектом энергии творчества художница рассказывает о своем понимании специфики молодого искусства.
-- Изначально меня поразил список из скольких-то сотен в большинстве незнакомых имен. Вроде все недоумевали -- «где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?», ее все не было, но оказалось, достаточно объявить биеннале, и вот она, толпа молодых. Но я бы не сказала, что от этого многолюдья прибавилось художников. Впечатлили проекты тех, кто был замечен и до биеннале. Столпотворение новоиспеченных художников объясняется модой на «совриск» (сокращение, появившееся во второй половине XX века, -- "современное искусство"), хотя так сократить уже язык не поворачивается, потому что нет в этом занятии никакого риска -- для каждого найдется своя ниша, любой может ожидать поддержки институций и рассчитывать на продажи. Об акценте на «молодость» как о сомнительной практике лучше всего высказался ветеран концептуализма Юрий Альберт в роли куратора, показав в рамках этой биеннале шедевры нынешних классиков современного искусства, на данный момент уже бородатых и с внуками или покойных. Однако при этом возрастные рамки соблюдены -- все произведения сделаны в возрасте от 16 до 27 лет. Шедевр -- он вечно молодой, а возраст автора не дает права на ошибки. В этом смысле «молодого искусства» на биеннале было мало, зато по паспорту юность -- налицо. Бескомпромиссное заявление Альберта все же оставляет надежду на развитие. -- Удачен ли оказался твой альянс с коллегами в групповых выставках биеннале? -- Я участвовала в двух проектах, и оба были замечательными экспериментами. В результате одного из них, выставки «Лаборатория. Опыт 1», пилотному проекту нового пространства, посвященному сотрудничеству ученых и художников, выяснилось, что не все йогурты одинаково полезны. Второй проект, в котором я участвовала, -- выставка «Невидимое различие» -- результат бесшабашного искреннего доверия к профессионализму друг друга людей знакомых, но ранее не делавших совместных проектов. Серия индивидуальных озарений сложилась в целое, потому что кураторы и художники не собирались подозрительно контролировать друг друга, но именно что озарений и ожидали. Внутренние ожидания оправдались, а внешние, публичные, к счастью, нет. Нет ничего хуже, чем предсказуемость. Заскочивший на монтаж известный художник спросил: «Зачем вы выставляетесь вместе, что за альянс -- Кадырова, Корина, Мачулина? У вас же ничего общего, кроме пола и возрастной категории!». Думаю, он не прав, у нас, кроме перечисленных «особых примет», присущих многим, есть «невидимое сходство», внутренняя должность художника. |
Итоги первой московской молодежной артбиеннале Главный итог работавшей весь июль первой молодежной биеннале современного искусства в России очевиден. Благодаря самоотверженности организаторов (в числе коих и Минкульт, и департамент культуры Москвы, и Государственный центр современного искусства, и Московский музей современного искусства, и фонд Stella Art) вопреки печальным фактам наступления реакции и отчуждения в сфере актуальных стратегий культуры, вопреки реваншу охранительных, ультраконсервативных тенденций был создан прецедент мощной консолидации артсообщества... >>
Ольга ЛОПУХОВА, куратор, артменеджер, руководитель одного из самых успешных московских проектов contemporary art -- «АРТСтрелка» (одновременно руководитель галереи с таким же названием), следит за творчеством молодых с особым пристрастием... >>
Исследователь современного искусства Дарья Пыркина -- один из главных кураторов биеннале. Она настойчиво защищает идею коллегиального руководства фестивалем... >>
Известный мастер пространственных ловушек с сочащейся из них неорганической жизнью Илья ТРУШЕВСКИЙ после суперхитов «Метро», «Вагон», «Сладкое» попытался поддержать коллег в сборных выставках на новые, незамусоленные еще темы: «Искусство и наука» и «Гоп-арт»... >>
Диана МАЧУЛИНА -- автор самого загадочного опуса биеннале, картины-пазла на тему заката советской империи (демонстрировалась на выставке «Невидимое различие»). Признанная благодаря впечатляющей, поддержанной мощным интеллектом энергии творчества художница рассказывает о своем понимании специфики молодого искусства... >>
Художник, философ, социолог Арсений ЖИЛЯЕВ -- один из лидеров покорившего Москву в прошлом году сквота «Типография Оригинал», -- содружества молодых, не вписанных в артиндустрию, посвятивших себя свободному творчеству... >>
Третьяковке снова отказали в иске к экс-министру культуры Вчера Московский городской суд отказал в удовлетворении иска о защите деловой репутации Третьяковской галереи к бывшему министру культуры и массовых коммуникаций России Александру Соколову... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|