|
|
N°138, 01 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диана Мачулина: "Нет ничего хуже, чем предсказуемость"
Диана МАЧУЛИНА -- автор самого загадочного опуса биеннале, картины-пазла на тему заката советской империи (демонстрировалась на выставке «Невидимое различие»). Признанная благодаря впечатляющей, поддержанной мощным интеллектом энергии творчества художница рассказывает о своем понимании специфики молодого искусства.
-- Изначально меня поразил список из скольких-то сотен в большинстве незнакомых имен. Вроде все недоумевали -- «где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?», ее все не было, но оказалось, достаточно объявить биеннале, и вот она, толпа молодых. Но я бы не сказала, что от этого многолюдья прибавилось художников. Впечатлили проекты тех, кто был замечен и до биеннале.
Столпотворение новоиспеченных художников объясняется модой на «совриск» (сокращение, появившееся во второй половине XX века, -- "современное искусство"), хотя так сократить уже язык не поворачивается, потому что нет в этом занятии никакого риска -- для каждого найдется своя ниша, любой может ожидать поддержки институций и рассчитывать на продажи.
Об акценте на «молодость» как о сомнительной практике лучше всего высказался ветеран концептуализма Юрий Альберт в роли куратора, показав в рамках этой биеннале шедевры нынешних классиков современного искусства, на данный момент уже бородатых и с внуками или покойных. Однако при этом возрастные рамки соблюдены -- все произведения сделаны в возрасте от 16 до 27 лет. Шедевр -- он вечно молодой, а возраст автора не дает права на ошибки. В этом смысле «молодого искусства» на биеннале было мало, зато по паспорту юность -- налицо. Бескомпромиссное заявление Альберта все же оставляет надежду на развитие.
-- Удачен ли оказался твой альянс с коллегами в групповых выставках биеннале?
-- Я участвовала в двух проектах, и оба были замечательными экспериментами.
В результате одного из них, выставки «Лаборатория. Опыт 1», пилотному проекту нового пространства, посвященному сотрудничеству ученых и художников, выяснилось, что не все йогурты одинаково полезны.
Второй проект, в котором я участвовала, -- выставка «Невидимое различие» -- результат бесшабашного искреннего доверия к профессионализму друг друга людей знакомых, но ранее не делавших совместных проектов. Серия индивидуальных озарений сложилась в целое, потому что кураторы и художники не собирались подозрительно контролировать друг друга, но именно что озарений и ожидали. Внутренние ожидания оправдались, а внешние, публичные, к счастью, нет. Нет ничего хуже, чем предсказуемость. Заскочивший на монтаж известный художник спросил: «Зачем вы выставляетесь вместе, что за альянс -- Кадырова, Корина, Мачулина? У вас же ничего общего, кроме пола и возрастной категории!». Думаю, он не прав, у нас, кроме перечисленных «особых примет», присущих многим, есть «невидимое сходство», внутренняя должность художника.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ