N°45 16 марта 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Здесь вам не «Фоли Бержер» Реконструкция позапрошловечного чуда оказалась деконструкцией
Вплоть до начавшейся совсем недавно эпохи видео история танца состояла сплошь из непроверяемых легенд. Кино не слишком интересовалось танцем: даже выдающиеся артисты ХХ века сняты мало и плохо. И нынешняя мода на реконструкцию оказывается страшным испытанием: не каждый спектакль, когда-то ставший сенсацией, сейчас можно выдержать без зевоты.
На Московскую биеннале современных исполнительских искусств мюнхенская искусствовед и танцовщица Бриджида Охайм привезла моноспектакль под названием «Танец цвета Лой Фуллер». Лой Фуллер -- первая американка, поразившая своими танцами Европу; в учебниках числится первой танцовщицей-модернисткой. (Айседора начала позже.) Фуллер, с раннего детства появлявшаяся в драмах на провинциальных сценах США, почти в тридцать изобрела свое шоу: она танцевала в освещении разноцветных прожекторов в огромном шелковом полупрозрачном балахоне. Балахон просвечивался насквозь; на простодушную ковбойскую публику это производило громадное впечатление. Но и искушенные зрители оценили Фуллер: она с успехом танцевала в парижском «Фоли Бержер», гимны ей пели Роден и Тулуз-Лотрек. Секрет таился, вероятно, в необычной световой партитуре -- Фуллер была помешана на технике, сама изобретала новые виды аппаратуры (некоторые даже запатентованы). В сложных переливающихся лучах, на лично придуманном стеклянном полу, в непросто выкрашенных хламидах (на окраску -- тоже специальный патент) она действительно казалась цветком, видением-привидением, как тогда писали газеты. По большому счету это все-таки был не совсем танец -- Фуллер никогда танцам и не училась, но шоу со спецэффектами. Почти за сто лет до возникновения такого понятия. И вот эти танцы Бриджида Охайм решила реконструировать. Почему-то под фонограмму -- во времена Фуллер, понятно, таковой не существовало, но это не главное. Важно, что музыка была еще одной фишкой Фуллер -- тогдашние эстрадные танцовщицы выступали под тогдашнюю попсу, она принципиально брала суровую музыку и заботилась о качестве ее исполнения. С бедным светом (видимо, это Дом музыки так небогат). Вместо зеркального пола -- один кусок зеркального пластика в пару квадратных метров, чтобы уж хоть какие-нибудь блики давал. И сама госпожа Охайм. Семенящая по сцене дама -- да, действительно в белом огромном балахоне. К рукам, скрытым этим балахоном, видимо, прикреплены какие-то гибкие прутья, продолжающие линии рук: размах -- до трех метров. Шесть танцев под популярнейшую классику (вплоть до «Полета валькирий») похожи до неотличимости. Несколько фирменных жестов. Вот обе руки подняты -- ткань «рукавов» трепещет, и кажется, что это флаги на флагштоке. Вот руки вытянуты танцовщицей перед собой, и она вращается вокруг собственной оси -- летящая ткань образует две лопасти пропеллера. А вот руки подняты по бокам -- и над танцовщицей из ткани вырастает роскошный пучок салата с жатыми листьями, чуть рваными краями. Все это, безусловно, любопытно, но... целый вечер? Нет, между выходами танцовщицы, когда она отдыхала, публику держал виртуозный пианист Михаил Дубов, но Фуллер-то когда-то давала моноспектакли, и они вовсе не казались публике однообразными. Конечно, подвело и воплощение -- даже та техника, что была у Фуллер, в Москве не появилась. Но главное, сменился взгляд -- в эпоху компьютерной графики сложно поразить зрителя эволюциями ткани на сцене. Легендам такого рода лучше не возвращаться, а то вовсе ничего святого в истории танца не останется.
«Хозяйка анкеты» в Театре имени Ермоловой Алексей Левинский поставил уже второй спектакль по пьесам Вячеслава Дурненкова. И опять получилось неожиданно, странно и очень смешно. Все удивляются, а на самом деле это можно было бы предугадать... >>
Владимир Галузин и Анна Самуил в цикле «Звезды мировой оперы в Москве» Еще один звездный оперный гала-концерт -- выступление Владимира Галузина и Анны Самуил в Концертном зале Чайковского -- после броского и сумбурного оперного 8 марта в каком-то смысле реабилитировал жанр оперного шоу перед публикой... >>
Издательство «Время» напомнило о Николае Глазкове Николая Глазкова (1919--1979) называют «гением» (или просто большим поэтом) и «графоманом» (что, увы, свои резоны имеет). Зачастую эти полярные характеристики произносят одни и те же люди... >>
Реконструкция позапрошловечного чуда оказалась деконструкцией Вплоть до начавшейся совсем недавно эпохи видео история танца состояла сплошь из непроверяемых легенд. Кино не слишком интересовалось танцем: даже выдающиеся артисты ХХ века сняты мало и плохо. И нынешняя мода на реконструкцию оказывается страшным испытанием: не каждый спектакль, когда-то ставший сенсацией, сейчас можно выдержать без зевоты... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|