N°177 28 сентября 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Эльжбета Пендерецкая: Строим международный музыкальный центр
Эльжбета Пендерецкая, жена классика европейской музыки Кшиштофа Пендерецкого, известна во всем мире как президент польского Бетховенского общества, организатор многих национальных и международных музыкальных фестивалей. Она практически всегда сопровождает своего мужа во время гастролей, и в Санкт-Петербург на премьерное исполнение «Польского реквиема» чета Пендерецких тоже приехала вместе. С Эльжбетой ПЕНДЕРЕЦКОЙ беседовала Наталья ШКУРЕНОК.
-- Пани Эльжбета, вы тоже музыкант? -- Нет, закончила физический факультет. Но я выросла в музыкальной среде: отец был юристом, но считал себя в первую очередь музыкантом -- он выступал в Краковской филармонии, был профессором музыкальной академии. И с будущим мужем я познакомилась благодаря отцу. -- Вы знакомы с очень многими музыкантами, художниками... -- Да, нам повезло, мы были знакомы и дружили со многими выдающимися людьми. В начале 70-х познакомились с Шостаковичем, встречались несколько раз. С семьей Ростроповича были очень близкими друзьями больше 35 лет. Помню, как Ростропович первый раз приехал в Краков -- я еще училась в школе, мы с отцом слушали в филармонии его концерт. Потом, когда Ростропович уехал из Советского Союза, мы с мужем специально поехали в Нью-Йорк на его первый концерт. Он был великий музыкант, гуманист, друг всем музыкантам. Ростропович по-дружески обращался к Пендерецкому -- Кшиштофик -- и заказывал ему произведения. Мой муж написал три концерта для Ростроповича. Я помню его большой концерт в Варшаве в 1997 году, когда Славе было 70 лет, он играл, дирижировал и получил от польского президента орден. А еще раньше, когда мой муж в 1959 году впервые стал победителем национального конкурса композиторов и получил первую в своей жизни премию -- 150 долл., огромные по тем временам деньги! -- он поехал на несколько недель в Италию и в Европе познакомился с выдающимися людьми XX века -- Стравинским, Марком Шагалом, Пикассо, Сальвадором Дали. В доме Дали мы гостили несколько раз, была идея сделать такой, как сейчас сказали бы, проект -- Дали пишет картины на музыку Пендерецкого. Дали, приглашая нас в гости, прислал фантастическую телеграмму -- все слова были написаны на разных языках, даже на каких-то африканских наречиях. Жаль, что совместные творческие планы не осуществились. -- Какой проект вы сейчас начинаете? -- У нас недалеко от Кракова есть дом XVIII века, где мы проводили первый фестиваль камерной музыки еще в 1980 году, тогда приезжали и музыканты из СССР. Мы давно мечтали организовать там международный музыкальный центр. Сейчас такая возможность есть: министерство культуры поддержало идею Европейского музыкального института имени Кшиштофа Пендерецкого. Мы предполагаем, что 40% студентов будут из Центральной и Восточной Европы, по 20% -- из Западной Европы, Азии и Америки. Обучение будет состоять из курсов по три и шесть месяцев для 60--80 студентов одновременно. С ними будут заниматься ведущие профессора -- музыканты, историки, культурологи, философы. Для студентов из Восточной Европы эти курсы будут бесплатными. Институт создается под патронатом министерства культуры Польши и Европейского союза. Там будет концертный зал на 550 слушателей, общежитие по типу американского кампуса, библиотека, магазины. Мы начинаем строить и постараемся не затягивать открытие. -- Это курсы только для композиторов? -- Нет, для всех музыкантов. И не только по специальности, но и по философии, истории музыки, литературе, искусству, это должно быть широкое образование. Здесь же мы собираемся проводить ежегодный конкурс композиторов имени Кшиштофа Пендерецкого. -- А как называется ваша должность? Вы случайно не заместитель министра культуры? -- Нет, что вы! Я делаю все только на добровольных началах, без какой-либо зарплаты. -- В последнее время польско-российский культурный обмен нельзя назвать очень насыщенным. Интересует ли сейчас поляков наша культура? -- Безусловно. Жаль, что у нас мало контактов, обменов гастролями: например, оркестр Петербургской филармонии приехал в прошлом году в Варшаву после почти 20-летнего перерыва! Билеты были распроданы за несколько часов, публика долго не отпускала музыкантов. Мы организовывали и гастроли оркестра Эрмитажа. Мечтаю пригласить в ближайшее время в Варшаву Мариинский театр, мы уже обсудили это с Валерием Гергиевым. -- У вас насыщенная общественная жизнь. Не собираетесь писать мемуары? -- Когда будет побольше свободного времени. Мы же постоянно в разъездах, на гастролях, а Кшиштофу скоро исполняется 75 лет. -- Наверно, непросто быть женой гения? -- Совсем несложно. У мужа отличный характер, замечательное чувство юмора, он может заниматься музыкой, когда в одной с ним комнате играет семилетняя внучка! Кшиштоф очень любит семью, и его одержимость музыкой никому не мешает: он сочиняет за роялем и без него, в комнате или на кухне. Единственное, что ему мешает во время работы, это музыка! Хотя в другое время мы слушаем Монтеверди, Брамса, Чайковского, Рахманинова, особенно Шостаковича -- муж очень его любит, много дирижирует исполнением произведений Шостаковича. Зато музыку XX и XXI веков мы дома почти не слушаем! -- Как в Польше живется молодым композиторам? -- На композиторских отделениях учится довольно много молодежи. У нас много фестивалей и конкурсов, до сих пор живет -- с 1956 года! -- самый старый польский фестиваль современной музыки. Но композиторскую карьеру сделать нелегко -- надо в нужное время оказаться в нужном месте. |
В Красноярске прошла седьмая биеннале В эпоху разнообразных биеннале, что множатся в России как грибы, Красноярская -- старейшая. И пока единственная музейная... >>
Новая галерея представляет австралийского фотохудожника Выставка тридцатишестилетнего Трента Парка -- первый проект открывшейся на «Винзаводе» Gallery.Photographer.ru. Успешный сетевой ресурс обзавелся своей галерей и объявил о сотрудничестве с легендарным Magnum Photos -- кооперативом, основанным в 1947 году Анри Картье-Брессоном и Робертом Капой... >>
Написана книга о Театре на Таганке Книга Евгении Абелюк и Елены Леенсон «Таганка: личное дело одного театра» (М., «Новое литературное обозрение») увидела свет в преддверии 90-летия Юрия Петровича Любимова. Презентация прошла в старом -- некогда единственном и незабываемом -- таганском зале... >>
Эльжбета Пендерецкая, жена классика европейской музыки Кшиштофа Пендерецкого, известна во всем мире как президент польского Бетховенского общества, организатор многих национальных и международных музыкальных фестивалей... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|