N°56
03 апреля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.04.2006
ИТАР-ТАСС
Теорема Алекперова
Качественный отечественный бензин не нужен ни России, ни Западу

версия для печати
Премьер Михаил Фрадков решил, что проблем в энергетической сфере «накопилось достаточно» и не стоит больше затягивать с их обсуждением. А потому в минувшую пятницу он провел первое заседание правительственной комиссии по вопросам ТЭК, которую сам и возглавил.

Для старта определили не самую спорную с точки зрения политической и экономической тему: состояние дел в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. И вполне значимую, так как вклад данных отраслей в прирост ВВП составляет 0,5%.

Открывая заседание, Михаил Фрадков пояснил, что «излишне распространяться на предмет важности создания подобной комиссии». А главное в разрешении проблем ТЭК -- «объединить усилия государственных структур, науки и бизнеса». Непосредственное единение началось с выступления куратора ТЭК, министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Он так четко охарактеризовал состояние дел в отрасли, что ни у заместителя министра экономического развития Кирилла Андросова, готовящегося выступить с содокладом, ни у нефтяных боссов, широко представленных на заседании, не возникло замечаний и каких-то существенных добавлений.

Премьер предложил не упиваться досужими разговорами про богатство «нефтянки» и списки нефтяных магнатов в рейтинге миллиардеров журнала «Форбс». Сейчас же, по мнению г-на Фрадкова, необходимо понять, почему мы уступаем Западу в сфере нефтепереработки. И что сделать, чтобы ситуацию кардинально изменить. Как добиться увеличения инвестиций в разработку новых месторождений и, соответственно, в рост нефтедобычи.

Конкретных предложений, по сути, было два. И все с ними практически согласились. Это, во-первых, дифференциация налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от степени выработанности месторождений. И во-вторых, взимание акцизов на продукты нефтепереработки в зависимости от ее глубины (т.е. качества бензина). Звучали также предложения по стимулированию биржевой торговли нефтепродуктами, по отмене фиксированной цены на сжиженный газ.

И все-таки самым главным нефтяники сочли скорейшее введение дифференцированного НДПИ -- к 1 декабря 2006 года. А также обратили внимание премьера на то, что планируемое властями введение «налоговых каникул» при разработке новых месторождений нужно детальнее описать в законе. Когда каникулы начинаются -- с момента разработки, получения лицензии или с момента вступления в силу самого закона. Если третий вариант, то, по словам нефтяников, послабления их коснутся не на 10--15 лет, а всего на 2--3 года. Что для серьезных инвестпроектов бессмысленно.

При обсуждении выявилось некое внутреннее противоречие между состоянием дел в нефтепереработке и общим состоянием дел в экономике. «Выжатая» за перестроечные годы своими новыми хозяевами нефтеперерабатывающая промышленность сегодня действительно нуждается в модернизации, а значит, и в инвестициях. Государство, давая некие налоговые послабления, может привести в итоге к повышению качества и конкурентоспособности нефтепродуктов. Но тут и начинается противоречие, о котором поведал членам комиссии глава компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. На Западе наш высокооктановый бензин не нужен, потому что у них своя переработка -- еще более высокооктановая. Им нужна либо сырая нефть, либо дешевые нефтепродукты, как раз без глубокой переработки. На внутреннем рынке "супер-пуперпереработанные" нефтепродукты также не нужны ввиду отсутствия покупательной способности. Приучать народ насильно ездить на Евро-4 или Евро-5, конечно, можно, но у нас и БМВ с "Лексусами" отлично «едят» 95-й бензин, а то и 92-й.

И далее по кругу: на Западе не нужно, внутри и так хорошо. Г-н Алекперов привел убийственную цифру: у нас из тонны нефти получают 140 литров бензина, а в США -- до 400 литров. Причем цена нашего бензина становится все выше и выше, вне зависимости от глубины переработки.

А потому важно не только, какие льготы получит "нефтянка", но и как они будут использованы.

Нефтяные командиры не обошли вниманием и инвестиционный фонд. Услышав, что среди проектов, претендующих на выделение денег из «грефовской копилки развития», есть Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод, глава «Роснефти» Сергей Богданчиков выразил желание поучаствовать. Как госкомпания. Но тут г-н Христенко решил то ли оттенить ситуацию, то ли смело пошутить. «Да вы почти частная компания, а если в инвестфонд войдете, станете совсем частной», -- заметил министр.

===========================================================

Восемь южноевропейских стран договорились о создании Энергетического сообщества. Об этом говорится в совместном заявлении, подписанном в минувшую субботу в Салониках министрами энергетики Греции, Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Румынии, Сербии и Черногории, а также Хорватии. На встрече в качестве наблюдателей присутствовали также представители Австрии, председательствующей в ЕС, а также России, США и Молдовы. В документе подчеркивается политическая воля сторон к подписанию соглашения об Энергетическом сообществе на Балканах. Страны Юго-Восточной Европы стремятся привести свои энергетические рынки в соответствие со стандартами Евросоюза, установить общие нормы регулирования рынка и начать его либерализацию в 2008 году. Все это должно способствовать привлечению инвестиций на миллиарды евро в энергетический сектор экономики этих стран. Документ должен быть ратифицирован ЕС и другими участниками соглашения. Представители Турции не подписали соглашение. "У нас есть ряд возражений по частным вопросам, однако мы рассчитываем, что в ближайшее время они будут урегулированы и Турция сможет присоединиться к Энергетическому сообществу", -- заявил греческим СМИ представитель турецкой делегации. РИА НОВОСТИ
Вера КУЗНЕЦОВА


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  03.04.2006
ИТАР-ТАСС
Качественный отечественный бензин не нужен ни России, ни Западу
Премьер Михаил Фрадков решил, что проблем в энергетической сфере «накопилось достаточно» и не стоит больше затягивать с их обсуждением. А потому в минувшую пятницу он провел первое заседание правительственной комиссии по вопросам ТЭК, которую сам и возглавил... >>
  • //  03.04.2006
Роман Мухаметжанов
Определение «недобросовестности» налогоплательщиков уточнит Арбитражный суд
В начале наступающей недели Высший арбитражный суд (ВАС) может утвердить проект информационного письма «О фактах недобросовестного поведения при рассмотрении дел в арбитражных судах»... >>
  • //  03.04.2006
Герман Греф выслушал финансовые просьбы трудящихся
В пятницу состоялась очередная встреча министра экономического развития и торговли Германа Грефа с народом. В общественной приемной собрались граждане, чьи проблемы не решаются без вмешательства министра... >>
  • //  03.04.2006
Лагерь ингушских беженцев повторяет судьбу чеченских палаток
В пятницу во Владикавказе полномочный представитель президента России в Южном округе Дмитрий Козак снова обсуждал с президентом Ингушетии Муратом Зязиковым и главой Северной Осетии Таймуразом Мамсуровым урегулирование осетино-ингушского конфликта... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Ингушетии
  • //  03.04.2006
Экс-президент Украины Леонид Кучма, озаглавивший свою книгу «Украина не Россия», как в воду глядел. Географическое положение, политические размеры и геополитические амбиции Украины несопоставимы с российскими... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика