N°53
29 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ВРЕМЯ БАНКОВ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.03.2006
Как продать кредит
Механизм взаимодействия банков и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на рынке ипотеки

версия для печати
Активный рост рынка ипотеки сопровождается расширением количества игроков на рынке. За 2005 год количество кредитных организаций, выдающих ипотечные кредиты, выросло с 241 до 395, составив больше половины кредитных организаций, выдающих кредиты на покупку жилья.

Основным препятствием для выхода банков на рынок ипотечного кредитования, особенно для мелких и средних банков в регионах, является дефицит оборотных средств. Доля долгосрочных депозитов в структуре банковских ресурсов не превышает 5%.

Подавляющее большинство кредитных организаций не могут привлекать долгосрочные ресурсы с фондового рынка по ставкам, позволяющим сегодня кредитовать ипотеку, сохраняя приемлемую маржу. Кроме того, выход на рынок с эмиссией долговых ценных бумаг предполагает существенные накладные расходы, высокую степень информационной открытости.

Эффективным решением данной проблемы, применяемым во всем мире, служит рефинансирование выдаваемых банками кредитов специализированной организацией. Суть рефинансирования заключается в выкупе такой организацией у банков выданных ими ипотечных кредитов.

Банку возвращается полная сумма выданных заемщикам средств, и он может снова осуществлять кредитные операции. При этом комиссия за выдачу остается у банка. Очевидно, что чем выше оборачиваемость кредитных средств, тем большую рентабельность получает кредитор от выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов.

Важным условием рефинансирования является кредитование в соответствии с определенными правилами (стандартами), устанавливаемыми рефинансирующей организацией.

В настоящее время основным оператором, выкупающим ипотечные кредиты у банков, выступает Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Агентством сформирована унифицированная система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов во всех субъектах Российской Федерации. В рамках этой системы банки (первичные кредиторы) выдают кредиты населению в соответствии со стандартами кредитования и сопровождения ипотечных кредитов и рефинансируют их через региональных операторов (специализированные компании, созданные с участием региональной или местной администрации, в рамках формирования инфраструктуры рынка ипотеки в регионах). Начиная с 2005 года АИЖК при желании банков заключает прямые договоры поставки закладных в агентство, что сокращает совокупные расходы системы и позволяет снизить конечную стоимость кредитных ресурсов.

Доходы банка как первичного кредитора в системе АИЖК складываются из:

-- комиссии, уплачиваемой заемщиком. Причем поскольку банк получает комиссионное вознаграждение за выдачу кредита, которое, как правило, рассчитывается по отношению к сумме кредита, то доходы первичного кредитора растут пропорционально росту цен на недвижимость;

-- дохода от удержания кредита на балансе. Пока банк не продал кредит агентству, он получает процентный доход от заемщика;

-- разницы между ставкой кредитования и рыночной ставкой финансового инструмента. Премия (дисконт) зависит от скорости досрочного погашения и макроэкономической конъюнктуры;

-- продажи других розничных услуг. Привлекая заемщика в ипотечное кредитование, банк укрепляет долгосрочные отношения с клиентом, который будет в дальнейшем пользоваться услугами данного банка.

Расходы банка как первичного кредитора в системе АИЖК состоят из маркетинговых затрат, прямых и косвенных производственных издержек (персонал, инфраструктура, аренда), оплаты услуг третьих лиц (экспертиза, скоринг, и т.д.).

Работа банков в системе АИЖК предоставляет им целый ряд рыночных преимуществ. Прежде всего это доступ к источнику финансирования. При заключении договора с агентством банк получает возможность пополнения оборотного капитала, расширения объемов активных операций, выхода на новый перспективный рынок.

Кроме того, банк попадает в «стандартное поле» агентства, что подразумевает единые правила (документы и процедуры) выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов. Стандартизация позволяет существенно снизить риски всех участников рынка, совокупные издержки первичного кредитора.

Созданная агентством Единая информационная система (ЕИС) является уникальным информационным полем, объединяющим заемщиков, кредиторов, рефинансирующие организации и инвесторов в ценные бумаги. Подключение к ЕИС позволяет первичным кредиторам снизить временные и материальные затраты по запуску программы ипотечного кредитования.

Несомненно, у банка появляется преимущество в маркетинге. Ипотечный кредит -- сложный для продвижения продукт, требующий проведение информационной и рекламной кампании по внедрению продукта на рынок. Кроме того, «Стандартный ипотечный кредит» АИЖК является конкурентоспособным на рынке -- анализ рынка позволяет сделать вывод об увеличении доли стандартных кредитов АИЖК на рынке в 2005 году до 12,5% в общем объеме рынка и 35% в рублевом сегменте рынка.

Наконец, проблема обучения. Агентство сформировало систему обучения и проводит регулярные обучающие семинары, позволяющие быстро приобрести начальные теоретические и практические знания по выдаче и облуживанию ипотечных кредитов.

Таким образом, взаимодействие с АИЖК позволяет банкам развивать эту ветвь розничного бизнеса, завоевывая долю рынка и не имея при этом значимых объемов долгосрочных источников.

Особенности денежно-кредитной и финансовой политики на современном этапе позволяют прогнозировать большую эффективность привлечения средств с финансового рынка по сравнению с фондированием ипотеки за счет депозитных ресурсов.

Внедрение единых стандартов кредитования, рефинансирования и обслуживания ипотечных кредитов способствует формированию положительного восприятия ипотеки как потенциальными заемщиками, так и профессиональными инвесторами.

Параметры развития рынка ипотечного кредитования определены Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, одобренной правительством Российской Федерации. Кроме того, контрольные цифры роста объемов рынка зафиксированы в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье -- гражданам России». В соответствии с концепцией, в 2006 и 2007 годах в стране должно быть выдано 108 млрд руб. и 151 млрд руб. ипотечных кредитов соответственно. Из них агентство должно рефинансировать 21,6 и 22,7 млрд руб. закладных.
Мария ПОЛЯКОВА, начальник управления маркетинга АИЖК


  ВРЕМЯ БАНКОВ  
  • //  29.03.2006
Дефицит новостроек ограничивает развитие ипотеки
Не прошло и года с тех пор, как Владимир Путин объявил о старте национальных проектов, одним из которых стало «Доступное и комфортное жилье», как эта машина начала давать сбои... >>
  • //  29.03.2006
Механизм взаимодействия банков и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на рынке ипотеки
Активный рост рынка ипотеки сопровождается расширением количества игроков на рынке. За 2005 год количество кредитных организаций, выдающих ипотечные кредиты, выросло с 241 до 395, составив больше половины кредитных организаций, выдающих кредиты на покупку жилья... >>
  • //  29.03.2006
Банкиры привыкают к моде на секьюритизацию
Многие банкиры отмечают, что одним из действенных элементов государственной поддержки ипотеки и, следовательно, реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» стала система рефинансирования ипотечных кредитов через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)... >>
  • //  29.03.2006
Банкиры считают, что автокредиты не будут стоить меньше 9% годовых
Услуга автокредитования продолжает сохранять популярность на рынке. Россияне с удовольствием пересаживаются на новые автомобили, а банки с удовольствием предоставляют гражданам деньги на покупку этих автомобилей... >>
  • //  29.03.2006
Рублевые вклады по-прежнему остаются самыми выгодными
Инициатива Центрального банка по увеличению суммы вклада, гарантированного системой страхования, по мнению банкиров, окажет решающее влияние на рынок в ближайшее будущем... >>
  • //  29.03.2006
Центральный округ столицы продолжает лидировать по показателю прироста банковских офисов: здесь расположено каждое второе отделение или филиал банка, открытое в 2005 году... >>
  • //  29.03.2006
  • //  29.03.2006
В интересах частных клиентов Транскредитбанк изменил режим работы своих операционных подразделений. С 1 февраля 2006 года головной офис банка, отделения «Сокольническое» и «Каланчевское» в Москве, а также большая часть региональных офисов банка увеличили время обслуживания частных клиентов до 20.00... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика