N°53 29 марта 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Как продать кредит Механизм взаимодействия банков и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на рынке ипотеки
Активный рост рынка ипотеки сопровождается расширением количества игроков на рынке. За 2005 год количество кредитных организаций, выдающих ипотечные кредиты, выросло с 241 до 395, составив больше половины кредитных организаций, выдающих кредиты на покупку жилья.
Основным препятствием для выхода банков на рынок ипотечного кредитования, особенно для мелких и средних банков в регионах, является дефицит оборотных средств. Доля долгосрочных депозитов в структуре банковских ресурсов не превышает 5%. Подавляющее большинство кредитных организаций не могут привлекать долгосрочные ресурсы с фондового рынка по ставкам, позволяющим сегодня кредитовать ипотеку, сохраняя приемлемую маржу. Кроме того, выход на рынок с эмиссией долговых ценных бумаг предполагает существенные накладные расходы, высокую степень информационной открытости. Эффективным решением данной проблемы, применяемым во всем мире, служит рефинансирование выдаваемых банками кредитов специализированной организацией. Суть рефинансирования заключается в выкупе такой организацией у банков выданных ими ипотечных кредитов. Банку возвращается полная сумма выданных заемщикам средств, и он может снова осуществлять кредитные операции. При этом комиссия за выдачу остается у банка. Очевидно, что чем выше оборачиваемость кредитных средств, тем большую рентабельность получает кредитор от выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов. Важным условием рефинансирования является кредитование в соответствии с определенными правилами (стандартами), устанавливаемыми рефинансирующей организацией. В настоящее время основным оператором, выкупающим ипотечные кредиты у банков, выступает Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Агентством сформирована унифицированная система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов во всех субъектах Российской Федерации. В рамках этой системы банки (первичные кредиторы) выдают кредиты населению в соответствии со стандартами кредитования и сопровождения ипотечных кредитов и рефинансируют их через региональных операторов (специализированные компании, созданные с участием региональной или местной администрации, в рамках формирования инфраструктуры рынка ипотеки в регионах). Начиная с 2005 года АИЖК при желании банков заключает прямые договоры поставки закладных в агентство, что сокращает совокупные расходы системы и позволяет снизить конечную стоимость кредитных ресурсов. Доходы банка как первичного кредитора в системе АИЖК складываются из: -- комиссии, уплачиваемой заемщиком. Причем поскольку банк получает комиссионное вознаграждение за выдачу кредита, которое, как правило, рассчитывается по отношению к сумме кредита, то доходы первичного кредитора растут пропорционально росту цен на недвижимость; -- дохода от удержания кредита на балансе. Пока банк не продал кредит агентству, он получает процентный доход от заемщика; -- разницы между ставкой кредитования и рыночной ставкой финансового инструмента. Премия (дисконт) зависит от скорости досрочного погашения и макроэкономической конъюнктуры; -- продажи других розничных услуг. Привлекая заемщика в ипотечное кредитование, банк укрепляет долгосрочные отношения с клиентом, который будет в дальнейшем пользоваться услугами данного банка. Расходы банка как первичного кредитора в системе АИЖК состоят из маркетинговых затрат, прямых и косвенных производственных издержек (персонал, инфраструктура, аренда), оплаты услуг третьих лиц (экспертиза, скоринг, и т.д.). Работа банков в системе АИЖК предоставляет им целый ряд рыночных преимуществ. Прежде всего это доступ к источнику финансирования. При заключении договора с агентством банк получает возможность пополнения оборотного капитала, расширения объемов активных операций, выхода на новый перспективный рынок. Кроме того, банк попадает в «стандартное поле» агентства, что подразумевает единые правила (документы и процедуры) выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов. Стандартизация позволяет существенно снизить риски всех участников рынка, совокупные издержки первичного кредитора. Созданная агентством Единая информационная система (ЕИС) является уникальным информационным полем, объединяющим заемщиков, кредиторов, рефинансирующие организации и инвесторов в ценные бумаги. Подключение к ЕИС позволяет первичным кредиторам снизить временные и материальные затраты по запуску программы ипотечного кредитования. Несомненно, у банка появляется преимущество в маркетинге. Ипотечный кредит -- сложный для продвижения продукт, требующий проведение информационной и рекламной кампании по внедрению продукта на рынок. Кроме того, «Стандартный ипотечный кредит» АИЖК является конкурентоспособным на рынке -- анализ рынка позволяет сделать вывод об увеличении доли стандартных кредитов АИЖК на рынке в 2005 году до 12,5% в общем объеме рынка и 35% в рублевом сегменте рынка. Наконец, проблема обучения. Агентство сформировало систему обучения и проводит регулярные обучающие семинары, позволяющие быстро приобрести начальные теоретические и практические знания по выдаче и облуживанию ипотечных кредитов. Таким образом, взаимодействие с АИЖК позволяет банкам развивать эту ветвь розничного бизнеса, завоевывая долю рынка и не имея при этом значимых объемов долгосрочных источников. Особенности денежно-кредитной и финансовой политики на современном этапе позволяют прогнозировать большую эффективность привлечения средств с финансового рынка по сравнению с фондированием ипотеки за счет депозитных ресурсов. Внедрение единых стандартов кредитования, рефинансирования и обслуживания ипотечных кредитов способствует формированию положительного восприятия ипотеки как потенциальными заемщиками, так и профессиональными инвесторами. Параметры развития рынка ипотечного кредитования определены Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, одобренной правительством Российской Федерации. Кроме того, контрольные цифры роста объемов рынка зафиксированы в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье -- гражданам России». В соответствии с концепцией, в 2006 и 2007 годах в стране должно быть выдано 108 млрд руб. и 151 млрд руб. ипотечных кредитов соответственно. Из них агентство должно рефинансировать 21,6 и 22,7 млрд руб. закладных.
Дефицит новостроек ограничивает развитие ипотеки Не прошло и года с тех пор, как Владимир Путин объявил о старте национальных проектов, одним из которых стало «Доступное и комфортное жилье», как эта машина начала давать сбои... >>
Механизм взаимодействия банков и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на рынке ипотеки Активный рост рынка ипотеки сопровождается расширением количества игроков на рынке. За 2005 год количество кредитных организаций, выдающих ипотечные кредиты, выросло с 241 до 395, составив больше половины кредитных организаций, выдающих кредиты на покупку жилья... >>
Банкиры привыкают к моде на секьюритизацию Многие банкиры отмечают, что одним из действенных элементов государственной поддержки ипотеки и, следовательно, реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» стала система рефинансирования ипотечных кредитов через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)... >>
Банкиры считают, что автокредиты не будут стоить меньше 9% годовых Услуга автокредитования продолжает сохранять популярность на рынке. Россияне с удовольствием пересаживаются на новые автомобили, а банки с удовольствием предоставляют гражданам деньги на покупку этих автомобилей... >>
Рублевые вклады по-прежнему остаются самыми выгодными Инициатива Центрального банка по увеличению суммы вклада, гарантированного системой страхования, по мнению банкиров, окажет решающее влияние на рынок в ближайшее будущем... >>
Центральный округ столицы продолжает лидировать по показателю прироста банковских офисов: здесь расположено каждое второе отделение или филиал банка, открытое в 2005 году... >>
В интересах частных клиентов Транскредитбанк изменил режим работы своих операционных подразделений. С 1 февраля 2006 года головной офис банка, отделения «Сокольническое» и «Каланчевское» в Москве, а также большая часть региональных офисов банка увеличили время обслуживания частных клиентов до 20.00... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|