N°45
17 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.03.2006
Пространственный кретинизм
версия для печати
Сегодня исполняется тридцать лет группе «Коллективные действия» -- принципиальной для истории московского концептуализма. Состав ее постоянно, от акции к акции меняется, но главные герои все те же вот уже тридцать лет: Андрей Монастырский, Николай Панитков, Никита Алексеев, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Георгий Кизевальтер, Сергей Ромашко, Сабина Хэнсген. Чем занимаются «Коллективные действия» (КД)? Они устраивают акции -- перформансы -- с участием специально приглашенных зрителей, причем делают их на природе: в лесопарках, на полянах, в рощах -- вдали от назойливой цивилизации. Каждая акция подобна герметическому таинству, ритуалу.

С позиций пресловутого здравомыслия перформансы КД алогичны, абсурдны и глупы. Вот характерное описание одного из таких перформансов, происходившего близ Киевых Горок по Савеловской железной дороге 1 февраля 1981 года. «На середину большого заснеженного поля, окруженного лесом... пришли десять участников... На доске (60х90 см), положенной на снег, с помощью вертикально вбитых гвоздей было укреплено по периметру поверхности доски десять катушек, на каждой из которых было намотано от 200 до 300 метров крепких белых ниток. Каждому участнику было предложено взять нитки одной из катушек и, сматывая нитку с катушки, двигаться по прямой от доски по радиальным направлениям в сторону окружающего поле леса...» В конечном итоге все участники потопали по целине, увязая в снегу, сматывая нитки, пока те не кончились. Потом заархивировали действо с помощью приклеенных к ниткам бумажек с фамилиями устроителей, местом и временем проведения акции. Затем, оставив артефакты (нитки и текст) в лесу, ушли восвояси.

Смысл акции невыразим, он не конвертируется в потребительскую логоцентричную модель. Акции КД сродни восточным медитациям о времени, пространстве, естестве. Тогда думаешь не алчно и не хочешь застолбить за собой ущербный, достойный публикации в газетенке маленький, удобопонятный вывод, а наслаждаешься невмещаемым в опыт до-знанием и предчувствием, прочищаешь путь к Знанию как таковому. Приведенный пример акции 1981 года типичен: практически все перформансы КД устроены по принципу градуирования пространственно-временной шкалы.

Проявить феноменологию пространства, на мой взгляд, задача в высшей степени благородная. Осуществима она лишь на природе. Не случайно изданный архив акций КД называется «Поездки за город».

По странной иронии это название справляющей юбилей группы срифмовалось у меня с сюжетной фабулой не дающего критикам покоя фильма «Горбатая гора». Основная интрига фильма сплетена вокруг тех же «поездок за город» влюбленных друг в друга ковбоев. Они тоже на протяжении двадцати лет искали всякий удобный повод выскочить из «пространственного кретинизма» цивилизации с ее надменной моралью, запретами, шорами и небом сквозь пыльный стеклопакет. По-своему они тоже были перформансистами -- испытывали любовь как пространственное приключение, не детерминированное ничем, кроме естества и душевной симпатии. За что и поплатились. Сперва в экранной версии -- страдающее агорафобией общество зверски расправилось с одним из героев. Затем в заэкранном мире СМИ, превративших камерную, хрупкую, исключительно тонко и бережно рассказанную историю в дешевую сенсацию со всеми вытекающими -- от неоправданно завышенных горизонтов ожидания на фестивалях до хамских статеек упражняющихся в остроумии критиков. Все-таки «поездки за город» -- отличное лекарство от пространственного кретинизма (гомофобия -- его разновидность). Спасибо КД -- они исправно делают прививки вот уже тридцать лет.
Сергей Хачатуров


  КУЛЬТУРА  
  • //  17.03.2006
Михаил Циммеринг
«Классический балет» воскресил спектакль «Штраус-гала»
Балетные концерты в театрах случаются крайне редко, и это может только огорчать -- где еще артисту опробовать партию, где найти простор для свежей миниатюры? Но причины отсутствия концертов в репертуаре -- экономические, а не художественные... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  17.03.2006
«Розовая пантера» на московских экранах
Во время ответственного футбольного матча прямо на зеленом ковре парижского стадиона от отравленного дротика умирает тренер французской команды. Но это бы еще полбеды -- куда хуже, что в суматохе с тренерского пальца исчезает перстень с огромным бриллиантом, известным под именем (определение «название» тут вряд ли подходит) «Розовая пантера»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.03.2006
Сегодня объявят лауреатов национальной кинематографической премии «Ника»
Вечером станет известно, какой фильм признали лучшим российские киноакадемики. «Нику» получит один из пяти номинантов, пока неизвестно какой, но выбор уже сделан и результат ждет своего часа в запечатанном конверте. Пять фильмов в номинации -- это много, это значит, что нет явного лидера, что мнения разошлись... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.03.2006
Сегодня исполняется тридцать лет группе «Коллективные действия» -- принципиальной для истории московского концептуализма. Состав ее постоянно, от акции к акции меняется, но главные герои все те же вот уже тридцать лет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика