N°41
13 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.03.2006
И не пить им на Волге воды...
Ремейк легендарного фильма Григория Александрова превратился в шедевр концептуального искусства

версия для печати
На днях молодые и известные режиссеры и видеоартисты Андрей Сильвестров и Павел Лабазов представили свою новую версию фильма «Волга-Волга». Эпохальную советскую комедию они перемонтировали, следуя ремаркам Виктора Шкловского, писавшего в 1938 году, что действо комедии затянуто, а середина пробуксовывает. Монтажными ножницами молодые режиссеры разогнали действие, сократив время фильма до семидесяти минут. Но это сущая ерунда по сравнению с тем вторжением, что позволили себе Сильвестров и Лабазов по отношению к самому экранному пространству фильма «Волга-Волга». Во-первых, фильм стал новым на слух. Композитор Эдуард Сивков подарил ему новый роскошный саунд. Привлек оркестр балалаечников, гармошки, аккордеон, хор мальчиков и бас-гитары. В результате вся хрестоматийная музыка Дунаевского зазвучала со славным постмодернистским драйвом. Преобразование звукового образа фильма давалось Сивкову нелегко. По признанию Павла Лабазова, «музыка Дунаевского оказалась настолько непростой, что в результате ее переписывания Эдуард сломал руку». При все при том голоса главных участников сохранились прежними. То есть Бывалов говорит голосом Игоря Ильинского. Однако есть главное исключение. Почтальонша Дуня, сыгранная в том фильме Любовью Орловой, заменена на известного художника-перформансиста Владислава Мамышева-Монро. Фигура Любови Орловой осталась, а вот лицо у нее появилось новое -- вклеенное в фильм загримированное под Орлову мамышевское. Мамышевским стал и голос. И новая Дуня сотворила со старой картиной ужас что такое.

По образному выражению одного хорошего критика, Дуня-Монро-Орлова «лихо внедрилась в сюжет фильма, в его черно-белые пролетарские ценности, в его псевдоклассический картонный стиль; вокруг головы девушки (Монро), как картина на гвозде, вертятся смыслы и контексты, ломается старая логика, организуя новый шутовской ракурс с проекцией на путинскую Россию». Про аллюзии на путинскую Россию -- это, как мне кажется, для эффектной концовки фразы, но о том, что пришитая к Орловой голова Монро стала диверсантом во вражьем стане и в конечном счете превратила ладную конструкцию почтенного фильма в инфернальные руины, -- все точно. Андрей Сильвестров, Павел Лабазов, Владислав Мамышев-Монро создали безупречный по чистоте замысла и воплощения опус -- принципиальный в понимании значения и смысла того образа-маски, что выбрал в своей творческой жизни художник Монро. Вот мы все помним, что этот художник очень любит переодеваться: то в Чарли Чаплина, то в Сталина, то в Аллу Пугачеву, то в Мэрилин Монро, то в Любовь Орлову, бог знает в кого еще. Это переодевание не грозит утратой художником собственного лица. Наоборот, именно в нем он становится полноценным Автором -- комментатором того культурного мифа, что наслоился коконом вокруг одиозной фигуры. Монро разбивает этот кокон иронией.

В новой версии «Волги-Волги» его лицо -- инфернальная в средневековой экспрессии гротескная маска, плохо приклеенная к телу. Резкие телодвижения позволяют ей отскочить на секунду и угадать за ней другое лицо и тоже маску, что надела уже Любовь Орлова, дабы изобразить почтальоншу Дуню. Голос Монро записан на высокой скорости и потому напоминает Буратино, озвученного давным-давно великим Литвиновым. И сама пластика, и мимика, и жизнь новой Дуни внутри фильма стилизуются под поведение гофмановской марионетки, инфернальной карлицы или пульчинеллы, своим присутствием опровергающей известный афоризм «троих из Простоквашина», что с ума поодиночке сходят -- только гриппом все вместе болеют. Одна из ролей трансвестита в культуре и заключается в том, чтобы предъявить миру вирус коллективного безумия, поражающего в форме мании обладать презумпцией нормы как таковой. Ужимки и прыжки гнусавящей монровской Дуни-Орловой, по точному замечанию Вадима Руднева, превращает плывущий в Москву из Мелководска образцово-показательный пароход художественной самодеятельности в босховский «корабль дураков». И все александровские декорации с нарисованными на них «правильными» людьми и сюжетными схемами сыплются прямо на глазах. И имеющим право голоса-комментария становится как раз маска. Мудрейший Михаил Ямпольский в своей книге о Левиафане (о презентации власти) назвал это самообнаружение философа под карнавальной маской «соскальзыванием» с центральной, парадной, неоклассической перспективы (ее очень любят в тоталитарных режимах) вбок, в нерепрезентативный, «подмасочный» мир, из которого лучше наблюдать и комментировать. Сильвестров, Лабазов, Монро соскользнули удачно.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  13.03.2006
ИТАР-ТАСС
«Волшебная флейта» в театре «Новая опера»
В странном театре «Новая опера», который то удивляет необдуманными, едва ли не провинциальными постановками, то вдруг принимает вид нормального игрока на европейском оперном поле, появился уже второй спектакль, сделанный актуальными звездами европейской режиссуры... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.03.2006
200 лет Музеям Московского Кремля
10 марта 1806 года император Александр I подписал указ «О мерах по всегдашнему сохранению в целости в Оружейной и Мастерской палате ценностей». С этого дня начинается история кремлевских музеев. Двухсотлетний юбилей стал событием подлинно государственным... >>
  • //  13.03.2006
Ремейк легендарного фильма Григория Александрова превратился в шедевр концептуального искусства
На днях молодые и известные режиссеры и видеоартисты Андрей Сильвестров и Павел Лабазов представили свою новую версию фильма «Волга-Волга». Эпохальную советскую комедию они перемонтировали, следуя ремаркам Виктора Шкловского, писавшего в 1938 году, что действо комедии затянуто, а середина пробуксовывает... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.03.2006
Кинопресса раздала своих "Слонов"
Лучшим фильмом года по версии критиков стал "Солнце" Александра Сокурова. Что было вполне ожидаемо в связи с отсутствием реальной конкуренции. Авторских картин, в которых сделана попытка создать особый мир и сказать что-то свое, почти не появляется... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика