N°41 13 марта 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
С юбилеем справились 200 лет Музеям Московского Кремля
10 марта 1806 года император Александр I подписал указ «О мерах по всегдашнему сохранению в целости в Оружейной и Мастерской палате ценностей». С этого дня начинается история кремлевских музеев. Двухсотлетний юбилей стал событием подлинно государственным. В торжественной церемонии поздравления в Большом Кремлевском дворце принимали участие президент России Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, мэр города Москвы Юрий Лужков, члены правительства, руководители известных музеев мира.
Велик соблазн подхватить тон официальных славословий и спеть очередную осанну. Спасибо выставке к юбилею. Она все ставит на свои места. Называется выставка «Российские императоры и Оружейная палата». Проходит в двух залах -- Одностолпной палате Патриаршего дворца и в зале Успенской звонницы. В первом показывают сокровища, внесенные в Оружейную палату императорами XVIII столетия. Во втором -- коллекции государственного музеума XIX -- начала XX века. Почему два зала? Обозначается первая проблема: у Музеев Кремля очень мало выставочных площадей. Приходится втискивать экспозиции в тесные средневековые камеры, жертвуя при этом и зрелищностью, и смыслом. О дизайнерских изысках в случае с кремлевскими выставками речи не идет никогда. Мол, драгоценные предметы скажут сами за себя. Никаких изысков нет и на юбилейной выставке, мало чем отличающейся от экспозиций сокровищниц кремлей во многих старорусских городах, например в Зарайске или Ростове Великом. Витрины, витрины, витрины. В них грамоты, ордена, оружие, книги, миниатюры. Над витринами -- портреты, портреты, портреты. В отдельном стеклянном ящике -- обсыпанная алмазами, как сахарной пудрой, корона Анны Иоанновны. И все по отдельности интересно и красиво. А целое впечатление складывается с трудом. Ибо никто не настраивает оптику сегодняшнего дня. Никто не режиссирует сегодняшнюю точку зрения на эту фасадную, парадную сторону российской истории. И вот еще одна проблема кремлевских музеев: сожительство с властью, зависимость от нее -- и материальная, и идеологическая. В эпоху царей экспозиция Музеев Кремля инсценировала сформулированную министром народного просвещения С.С. Уваровым в 1834 году идеологему «православие -- самодержавие -- народность». Потом пришла советская эра. Музеи Кремля остались, хотя их фонды большевики пограбили. Поскольку идеологическая установка сменилась, а показывать народу нужно было то же самое, что и при царях (короны, державы, скипетры), концептуальное значение коллекции последовательно вытравлялось. Власть советская хотела видеть прежде всего произведения ювелирного искусства, чистые артефакты. Теперь вроде бы новое время -- новые песни. Но доставшийся в наследство от советских времен принцип -- смотреть на документы как на чистый артефакт, не интегрируемый в сегодняшний процесс познания мира, -- сохранился. И эта робость в формулировках по сущностным проблемам истории, государства, его правителей и граждан очень льстит невнятно-эклектичной (а потому оправдывающей произвол) идеологии сего дня. Зависимость от Кремля позволяет хорошо справляться с юбилейными датами, но для полноценной жизни претендующей на международное значение культурной институции это тормоз.
«Волшебная флейта» в театре «Новая опера» В странном театре «Новая опера», который то удивляет необдуманными, едва ли не провинциальными постановками, то вдруг принимает вид нормального игрока на европейском оперном поле, появился уже второй спектакль, сделанный актуальными звездами европейской режиссуры... >>
200 лет Музеям Московского Кремля 10 марта 1806 года император Александр I подписал указ «О мерах по всегдашнему сохранению в целости в Оружейной и Мастерской палате ценностей». С этого дня начинается история кремлевских музеев. Двухсотлетний юбилей стал событием подлинно государственным... >>
Ремейк легендарного фильма Григория Александрова превратился в шедевр концептуального искусства На днях молодые и известные режиссеры и видеоартисты Андрей Сильвестров и Павел Лабазов представили свою новую версию фильма «Волга-Волга». Эпохальную советскую комедию они перемонтировали, следуя ремаркам Виктора Шкловского, писавшего в 1938 году, что действо комедии затянуто, а середина пробуксовывает... >>
Кинопресса раздала своих "Слонов" Лучшим фильмом года по версии критиков стал "Солнце" Александра Сокурова. Что было вполне ожидаемо в связи с отсутствием реальной конкуренции. Авторских картин, в которых сделана попытка создать особый мир и сказать что-то свое, почти не появляется... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|