N°222 01 декабря 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Андрейс Жагарс: Зритель не должен смотреть спектакль отстраненно
Завтра в московской «Новой опере» состоится премьера -- «Набукко» Верди. Спектакль может стать одной из изюминок сезона, поскольку театральную часть доверили рижской команде -- сценографу Андрису Фрейбергсу и многообещающему режиссеру Андрейсу Жагарсу. Жагарс пока, впрочем, более известен в роли успешного директора Латвийской национальной оперы, а в прошлом -- актера театра и кино. Он начал ставить оперы недавно, но двумя последними спектаклями -- «Пиковой дамой» и «Леди Макбет Мценского уезда» -- вынудил критику и публику отнестись к себе весьма серьезно. Перед первой премьерой вне дома с Андрейсом ЖАГАРСОМ встретилась Екатерина БИРЮКОВА.
-- Вопрос к директору театра. В Москве постановка оперы обходится многим дороже, чем в Риге? -- Честно говоря, мне казалось некорректным спрашивать у руководства театра, сколько стоят декорации. Но я думаю, в Москве все дороже. Большой город, другая ценовая категория. Это и в быту заметно. -- Что еще специально московского заметили? Вы ведь первый раз у нас работаете. -- Очень много людей. В труппе 68 солистов! (у нас в театре -- 28). На каждую роль по три-четыре состава. Еще оказалось, что опера в Москве, где вроде бы такие театральные традиции, обычно не дружит с хорошим театральным искусством. Ну, есть исключения -- Черняков, некоторые спектакли Театра Станиславского и Немировича-Данченко, «Норма» в «Новой опере». Но актерское мастерство многих солистов не то что плохое -- просто отсутствует. Их, бедных, этому не учили. И я учу основам. Борюсь со штампами. -- Например? -- Например, с выражением чувств при помощи рук. Или с желанием все время поворачиваться лицом к залу. А вот приятное отличие от Риги -- там мы себе не можем позволить трех ассистентов. А здесь у меня три ассистента и четыре помрежа. И все профессионалы! Учились в ГИТИСе, ноты знают. -- «Набукко» -- хоровая опера, там много массовки. А это значит, еще больше работы с теми, кто не знает азов актерского мастерства. Как вы с такой оравой справляетесь? -- Я сразу дал хору точные задачи, условия и обстоятельства. В нашем спектакле все происходит в начале второй мировой войны -- где-то в Европе, при диктатуре Муссолини, Гитлера или Франко... -- Но не при Сталине? -- Я не хотел конкретизировать место действия... Зато очень конкретное время -- конец 30-х. Уже начинается война, евреи переселяются в Америку или их гонят по Европе. Предчувствие холокоста... Мы сразу придумывали, как устроить хор, чтобы не было одинаковых типажей -- там есть пары, семьи, одинокие люди, беженцы. Чтобы артисты лучше понимали, пользуемся сильными ассоциациями, вспоминаем события, которые совсем недавно здесь происходили, -- в Москве, к сожалению, взрывались дома, захватывали «Норд-Ост». Не знаю, кто там был виноват -- Чечня или что. Но людям есть что вспомнить. И сразу нерв в спектакле появился. -- Сопротивление было? -- С певцами и хором особых проблем не было. А ироничные комментарии оркестрантов в курилке я слышал -- пришлось прямо там их убеждать. Многие привыкли, чтобы все было помпезно, в исторических костюмах. Чтобы была вампукка такая. -- А солистам какие ассоциации пригодились? -- Очень помогает придумывать биографию персонажу. -- Вы придумывали или они? -- Я. Например, хотелось избежать плоской трактовки главной героини -- Абигайль. Обычно это просто властная женщина. Но я старался показать все стороны ее характера (и музыка это позволяет) -- она бывает и очень женственной, и сломанной, и беспомощной. Наверняка она полна комплексов, еще в детстве чувствовала, что она не настоящая дочь и не принадлежит этой семье. Наверняка всегда у своей сестры Фенены отбирала куклы, конфеты. Ей казалось, что Фенене все лучшее достается. И к власти она так рвется не из «властолюбия вообще», а потому что только так может себя защитить, потому что чувствует себя неуверенно. -- Какую обстановку придумал ваш сценограф Андрис Фрейбергс? -- Все происходит на станции метро. По-моему, хорошо. Во время войны это было убежище. Там может быть и роддом, и генштаб, и госпиталь. А в наши дни метро -- это еще и страх. Метро взрывалось в Москве, Мадриде, Лондоне. Мне важно, чтобы зритель не смотрел спектакль отстраненно. |
В Лондоне проходит выставка Макса Пенсона В городе, где цитата из Маркса украшает главную выставку в галерее «Тейт», фотографии Макса Пенсона удивляют не формальной красотой или удачно найденными ракурсами... >>
На фестивале NET показали два спектакля питерской группы АХЕ На нынешнем NETе питерская группа АХЕ хедлайнер -- она привезла два спектакля, и одним из них фестиваль открыли на большой сцене ТЮЗа... >>
Завтра в московской «Новой опере» состоится премьера -- «Набукко» Верди. Спектакль может стать одной из изюминок сезона, поскольку театральную часть доверили рижской команде -- сценографу Андрису Фрейбергсу и многообещающему режиссеру Андрейсу Жагарсу... >>
Премия «Лавр» объявляет своих номинантов Восьмого декабря состоится вручение премии «Лавр» -- единственной в стране профессиональной награды в области документального кино. И телевидения, добавлено к определению, потому что именно телевизионные каналы сегодня главные заказчики документалистики... >>
«Знамя» вновь выпустило «не такой» номер В третий раз редакция журнала «Знамя» выстраивает ноябрьский номер по спецрецепту. Вспоминается чудесное стихотворение Александра Кушнера. Я ходил бы на руках,/ Чтобы все сказали «Ах!»/ Я бы ел траву и мох,/ Чтобы все сказали «Ох!..» >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|