N°222 01 декабря 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Призрак коммунизма В Лондоне проходит выставка Макса Пенсона
В городе, где цитата из Маркса украшает главную выставку в галерее «Тейт», фотографии Макса Пенсона удивляют не формальной красотой или удачно найденными ракурсами. Работы семидесятилетней давности выглядят как коллективный пропагандист и агитатор -- они захватывают искренним пафосом, являя картины настоящей страны Утопии, где сеют разумное, доброе, вечное. Нет сомнений, что каналы, которые роют кирками, будут впадать куда надо, спортсмены вовремя подготовятся к труду и особенно обороне, школьники справятся с попавшим в их руки оружием -- недаром в зале заседаний ЦИК Узбекистана льется неземной свет. О том, что случилось после, не хочется думать -- фотограф жил со своим народом: жег фотографии в конце 1930-х, лишился работы в годы борьбы с космополитизмом, его архив вытаскивали из-под руин после землетрясения (1966), а имя вспомнили в конце 1980-х.
Огромный «Соммерсет Хаус» стал филиалом российских музеев: здесь расположились Эрмитажные комнаты, сверкающая золотом и серебром английской работы выставка «Россия -- Британия» из Музеев Кремля. Но все это преданья старины глубокой и остатки прежней роскоши: на их фоне выставка Пенсона выглядит подобием революции -- очень актуальным. Его восточные истории (освободившиеся от паранджи женщины, увлеченные спортом юноши, великие стройки, преобразующие отсталое хозяйство в нечто прогрессивно-индустриальное) -- это не пропагандистские штампы, а правда иной жизни. Пенсон не был провинциальным фотографом, он работал в ташкентской газете «Правда Востока» -- на передовых рубежах строительства нового мира. Время было такое, что хочешь не хочешь, а к штыку приравнивали и перо, и фотоаппарат. Повсюду охотно использовали военную терминологию -- вездесущий Пенсон фиксировал строительство каналов, пропаганду переписи населения, установку радио, работу на ткацкой фабрике, несущиеся в будущее паровозы, парады, овладевающее оружием юное поколение и мудрых прогрессивных стариков в национальных одеждах. Расстояния не мешали -- редко участвовавший в выставках (тем паче зарубежных), он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за «Узбекскую мадонну». Трудясь вдалеке от столиц, он почти полностью оформил один из номеров легендарного журнала «СССР на Стройке». Занесенный в Среднюю Азию из белорусского ныне Велижа первой мировой войной и погромами, Пенсон взялся за фотографию почти случайно -- камеру ему подарили. Сейчас в Москве работы и биография Пенсона хорошо известны в основном благодаря выставкам Московского дома фотографии и его директора Ольги Свибловой, уже десять лет пропагандирующей творчество фотографа. Его выставку уже видели во Франции и Швеции. Недавно торжественно справивший десятилетие Московский дом фотографии работает с тем же энтузиазмом, что и строители каналов на фотографиях Пенсона. Свиблова знакомит нашу публику с зарубежными звездами, заграницу -- с не слишком известными там отечественными мастерами. На ходу дописывая отечественную историю фотографии, она стремится дополнить мировую, в которой почти нет имен российских фотографов. И получается. |
В Лондоне проходит выставка Макса Пенсона В городе, где цитата из Маркса украшает главную выставку в галерее «Тейт», фотографии Макса Пенсона удивляют не формальной красотой или удачно найденными ракурсами... >>
На фестивале NET показали два спектакля питерской группы АХЕ На нынешнем NETе питерская группа АХЕ хедлайнер -- она привезла два спектакля, и одним из них фестиваль открыли на большой сцене ТЮЗа... >>
Завтра в московской «Новой опере» состоится премьера -- «Набукко» Верди. Спектакль может стать одной из изюминок сезона, поскольку театральную часть доверили рижской команде -- сценографу Андрису Фрейбергсу и многообещающему режиссеру Андрейсу Жагарсу... >>
Премия «Лавр» объявляет своих номинантов Восьмого декабря состоится вручение премии «Лавр» -- единственной в стране профессиональной награды в области документального кино. И телевидения, добавлено к определению, потому что именно телевизионные каналы сегодня главные заказчики документалистики... >>
«Знамя» вновь выпустило «не такой» номер В третий раз редакция журнала «Знамя» выстраивает ноябрьский номер по спецрецепту. Вспоминается чудесное стихотворение Александра Кушнера. Я ходил бы на руках,/ Чтобы все сказали «Ах!»/ Я бы ел траву и мох,/ Чтобы все сказали «Ох!..» >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|