N°21 08 февраля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Митьковский концептуализм Ольга и Александр Флоренские открыли в Петербурге две новые выставки
Не любить милое, рукодельно-самодеятельное искусство четы Флоренских, которое к тому же всем лучшим в себе обязано стебовой поэтике митьков, вроде бы нельзя. И полагается ходить авторам в народных кумирах. Они в самом деле не могут пожаловаться на невостребованность, чуть ли не каждый месяц участвуя в групповых экспозициях, выстреливая по нескольку раз в год персональными проектами, получая гранты со стипендиями и бесконечно раскатывая по миру. Вот и сейчас в Петербурге проходят сразу две их выставки: камерные и компактные «Географические карты» -- в редакции журнала «НоМИ» (т.е. «Новый мир искусства»), масштабный, перенаселенный и разножанровый «Русский трофей» -- в Мраморном дворце Государственного Русского музея.
Но именно за неуемную творческую активность и вездесущность Флоренских не жалует (за глаза, конечно) профессиональное питерско-московское артсообщество, свою человеческую зависть обличая в риторические конструкты: «ширпотреб», «спекуляция на национальной бедности», «интеллектуальное убожество». Объекты, картины, текстильные панно, а тем более фильмы с мультфильмами этих художников в самом деле общедоступны, по технике изготовления -- смиренны и бедны (хоть и демонстрируют немалую мастеровитость и ремесленную сметку), по семантике не идут дальше комического аттракциона. Вроде бы. Однако еще в 1999 году, еще посреди становления придуманного Флоренскими сквозного «русского проекта» (а нынешний «Русский трофей» продолжает «Русский альбом», «Русский дизайн», «Русский патент» и т.д.), хитроумный заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский писал о том, как наши герои «берут в дело наработанные транснациональной традицией актуального искусства инструменты художественного мышления». И с легкостью вставлял их в международный контекст contemporary art. С легкостью, казавшейся шесть лет назад скорее интеллектуальной провокацией. Зато теперь даже анонимный пресс-релиз выставки в Мраморном дворце как о само собой разумеющемся сообщает: «В начале 1990-х годов Александр Флоренский начал действовать как западный художник-концептуалист». И дальше: «Флоренские были одними из первых отечественных художников 1990-х годов, кто стал продолжателем темы фиктивного архивирования и музеефицирования, открытой в начале XX века Марселем Дюшаном и продолженной в 1980--90-е годы Ильей Кабаковым, Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем». Неплохая компания, однако Ольге и Александру в ней в самом деле уютно и комфортно. Ведь только кажется, что самодельные урчащая баллистическая ракета с мотором от пылесоса и подводная лодка со стиральной доской под хвостом (части «Русского трофея») или «топографические портреты»-скульптуры Стрелки Васильевского острова и города Ипсвича в графстве Саффолк, собранные из палочек, железочек, стеклянных трубочек и прочих найденных объектов (части «Географических карт»), -- это просто такая домашняя шутка. На самом деле это в буквальном смысле выстраивание из подручных средств собственного универсума, обладающего энциклопедической всеохватностью. Это собрание всего, сумма сумм, претворение подлинных сущностей в их авторские копии. И принципиальная, нарочитая, корявая рукотворность произведений Флоренских подчеркивает само явление этого артистического перевоплощения. Неслучайно выставка «Русский трофей» -- продолжение долгоиграющего «Русского проекта», а «Географические карты» --вторая часть проекта «Универсальный музей Вильгельма Винтера», представляющего собой условную реконструкцию петербургского общедоступного кабинета редкостей конца XIX века. Художники мыслят с прицелом на будущее, надеясь охватить весь мир и весь его «посчитать», кодифицировать и заново материализовать в виде собственных смешливых и трогательных работ. Их занимает тотальный мимесис, генеральная апроприация. И есть ли более концептуальная задача, художником самому себе поставленная? А без стихийной творческой активности в ее решении просто не обойтись. И две выставки за месяц в одном городе -- это еще мало. |
Концерт Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг в БЗК Хворостовский -- негласно признанный русский певец номер один, новая ипостась Шаляпина, прекрасноголосый пророк, пекущийся о судьбах отечества и навещающий родину из прекрасного далека в знак поддержки нации и ради услаждения сограждан... >>
Ольга и Александр Флоренские открыли в Петербурге две новые выставки Не любить милое, рукодельно-самодеятельное искусство четы Флоренских, которое к тому же всем лучшим в себе обязано стебовой поэтике митьков, вроде бы нельзя. И полагается ходить авторам в народных кумирах... >>
Смотрите с 9 февраля на экранах Москвы «Дом большой мамочки 2» (США, 2006, Джон Уайтселл). Продолжение невероятно успешной в США афроамериканской комедии, весь немудреный посыл которой держался на том, что вполне нормально сложенный фэбээровец (Мартин Лоуренс -- «Плохие парни», «Национальная безопасность», «Что могло быть хуже») в целях конспирации вынужден изображать пожилую толстую тетку... >>
В галерее Гари Татинцяна показали датское искусство Датский художник устроил из лучшего галерейного пространства Москвы -- стильного белого зала -- «Дом Принца», нарядный, яркий, легкий. Две сотни небольших полотен, светящихся панно, раскрашенных лампочек на дощечке, коллажей из блестящей бумаги отправляют прямо в детство... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|