N°176 27 сентября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Почтение прекрасно Ростропович продирижировал музыкой Шостаковича
Мстислав Ростропович простил обидчиков (утверждается, что году примерно в 1999 в качестве таковых выступили уже не власти, а простые журналисты) и впервые после неожиданно резкого второго разрыва с местной концертной сценой выступил в Москве -- ради музыки своего учителя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В день концерта тому исполнилось бы 100 лет. Между датами рождения учителя и ученика -- 21 год, и музыкальные высказывания Ростроповича, бывшего в зале в 1943 году, когда впервые звучала Восьмая симфония, имеют почти магический вес и смысл.
Музыкант и гражданин (сегодня гражданская позиция Ростроповича звучит несколько тише, но не перестает удивлять) тут служит мостом между эпохами. За первую -- многострадальная, юбилейная, спорная, канонизированная музыка Шостаковича. За вторую, с которой у Ростроповича сложилось не то чтобы очень гладко (сначала он играл на баррикадах Белого дома, потом на Красной площади, потом клал камни в основание храма Христа Спасителя, еще оживлял первую, репрессированную редакцию «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и осуществлял постановку оперы Сергея Слонимского «Иван Грозный», а потом махнул на все рукой и только изредка поощрительно высказывается в адрес актуальной власти), -- публика, поражающая более пестротой, нежели даже представительностью: были министр культуры Александр Соколов (музыковед по специальности, он выступил с информативным вступительным словом) и Михаил Швыдкой, Иосиф Кобзон и Дима Маликов, Олег Табаков и Игорь Костолевский, Сергей Степашин (он лично преподнес потом букет цветов Ростроповичу) и «аджарский лев» Аслан Абашидзе с охраной. Действующая политическая элита была представлена только профильным министром и главой "Роскультуры", а в ложе узнаваемым было только лицо вдовы композитора Ирины Антоновны Шостакович. Заграждения на Большой Никитской перед входом во дворик БЗК напоминали о девяностых, когда в Москву начали иногда возвращаться звезды, хотя нынешняя охрана оказалась и прочнее, и вежливее той, какую здесь видели лет десять-пятнадцать тому назад. Преодолев кордоны, сразу почувствовав праздничный ажиотаж и строгую организацию, публика вовремя успела к началу -- на сцене появился Госоркестр (бывший светлановский по факту, теперь светлановский по названию), который шесть десятилетий назад играл премьеру Восьмой симфонии и чья история не совсем так же, как у Шостаковича или Ростроповича, но тоже весьма драматична. Когда к оркестру вышел дирижер, публика замерла -- Ростропович был непривычно сдержан, бледен, не ошарашивал обаянием, не говорил приветственных речей. Так он за весь концерт ни разу и не улыбнулся и не поговорил с публикой. После исполнения сначала Первого скрипичного концерта с Виктором Третьяковым, в котором солист был безупречен эмоционально и инструментально, а оркестр осторожен и тих, и потом Восьмой симфонии, в которой яркость и ярость стали тихой медленной фреской, Ростропович все цветы клал к портрету Шостаковича и почтительно ему кланялся. В зале и на сцене царила атмосфера стояния у надгробия -- даже в интерпретациях больше прочего был явственен торжественно строгий дух и стиль. Оркестр звучал очень прилично, почти без брака, хотя в концерте иногда запаздывал и терял артикуляцию, становясь глуховатым, зато в симфонии группы расстарались (особенно деревянные духовые). Он, очевидно, был очень послушен лаконичному Ростроповичу, который этим вечером не грохотал, не высекал из партитуры искры пафоса, а был молитвенно сдержан. Вся симфония протекла в очень сдержанных темпах -- первая часть легла перед публикой необъятным лирико-философским пластом, финал все истаивал и истаивал, третья часть с ее устрашающе раскручивающимся маховиком воли и задора скорее шла -- спокойно и стройно, кульминации поднимались из тишины горами очень плавно и церемонно. В этом было что-то почтительно ритуальное -- звучал точно произносимый текст, взятый с дистанции собственной печали. Не было бури и натиска, многое успокоилось. Актуальные споры о музыке Шостаковича (понимать ли ее в тесной «связи с контекстом» или как «чистую музыку» -- странный выбор), актуальные страдания по Ростроповичу («отчего мы так не благодарны!»), все улеглось в эту большую, почти бесконечную, церемониальную, не сверкающую, но глубоко убедительную данность. Пестрая публика высидела все до конца, и даже телефоны не трезвонили, что по нынешним временам редкость. Эпохи и величины высказали почтение друг к другу. Теперь, во времена национального согласия, нам абсолютно ясно, что почтение прекрасно, что оно есть лучшее из того, что мы можем предложить, все остальное спорно.
Ростропович продирижировал музыкой Шостаковича Мстислав Ростропович простил обидчиков (утверждается, что году примерно в 1999 в качестве таковых выступили уже не власти, а простые журналисты) и впервые после неожиданно резкого второго разрыва с местной концертной сценой выступил в Москве -- ради музыки своего учителя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича... >>
Россию на «Оскаре» будет представлять «9 рота» Оскаровский комитет Российской академии под руководством Владимира Меньшова принял решение относительно того, какой отечественный фильм будет представлять Россию в оскаровской номинации «Лучший иноязычный фильм»... >>
Юбилейный фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» завершился Объявлены лауреаты всех трех конкурсов: основного, короткометражных фильмов и фильмов, снятых на видео. Главное жюри под председательством киноведа Армена Медведева совершило вполне корректный для юбилейного форума выбор: призы относительно равномерно распределили по всему спектру, не забыв при этом и кто в доме хозяин... >>
Смотрите с 28 сентября на экранах Москвы «Черная орхидея» (США, 2006, Брайан Де Пальма). Новый фильм классика -- вполне триумфально показанная на открытии последнего Венецианского кинофестиваля экранизация блистательного (и, к слову, доступного на русском) романа Джеймса Эллроя («Секреты Лос-Анджелеса»), убедительно доказывающего, что в конце 40-х годов на земле не было места более порочного, темного и отталкивающего, чем Голливуд и окрестности... >>
Необычный фестиваль стал непременным атрибутом питерской осени Хранилища запыленных и невостребованных древностей воскресают на месяц к новой жизни шестой раз подряд (прежде -- летом, теперь -- по осени), благодаря ставшему уже привычным фестивалю «Современное искусство в традиционном музее», проводимому петербургским фондом культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ» при поддержке Фонда Форда... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|