N°119 10 июля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сестры Ламанчские На российских экранах новая комедия Педро Альмодовара «Возвращение»
Очень трудно преодолеть соблазн и не рассказывать содержание этого фильма. Хотя пересказу фильмы Альмодовара не поддаются в принципе -- их фантастический и абсурдный сюжет приодет в такие естественные, почти натуралистические детали, что фабулу невозможно отделить от способа изложения, и тогда просто зарываешься в подробностях. Вот первая сцена: женщины деревни Ла-Манча в день поминовения усопших убирают могилы на кладбище. Автоматические ритмичные движения, почти балет. Кто-то спрашивает: почему здесь так много женщин? Кто-то отвечает: потому что мужчины здесь умирают рано... Ветер сдувает цветы с могил. В Ла-Манче всегда сильный ветер. Поэтому здесь большой процент психических заболеваний, а в окрестностях так много ветряных мельниц...
Из деревни в город несколько лет назад уехали две сестры. А три года назад умерла их мать, и что нетипично, вместе с отцом. Они погибли при пожаре. И в тот же день у соседки исчезла мать, которая всю жизнь была хиппи и часто уходила из дому, но никогда так надолго... Зато престарелая тетя Паула, почти ослепшая и слабоумная, загадочным образом продолжает печь вкусные пончики и, похоже, тайно приобрела велотренажер. Вот вам завязка сюжета, и, если вы еще ничего не поняли, не волнуйтесь: к финалу все станет ясно. Но до финала еще далеко. Будут убийства, труп в холодильнике, съемочная группа в качестве средства от безработицы, пение Пенелопой Крус романсов под гитару, появление призрака матери, сопровождающееся невыносимой вонью («Наша мама всегда как пернет и сама потом хохочет!»). Вся эта маркесовщина и испанщина -- с парикмахерской на дому, пожилыми женщинами в мантильях и с черными веерами, с похоронной процессией и старыми куклами, будто из фильмов ужасов, -- в пересказе кажется сплошным общим местом. Но у шаловливого испанца, любимца публики и фаворита нынешнего Каннского фестиваля, выглядит просто здорово. Его феминистическая поэма о том, как замечательно умеют женщины обходиться без мужчин, от которых лишь насилие и неприятности, если что и напоминает, то только первые фильмы самого маэстро, столько в ней драйва и фантастической легкости. В Каннах фильму дали два приза -- за сценарий и женский ансамбль. Будто бы обидев таким коллективным призом Пенелопу Крус, которая феерически сыграла роль женщины из народа, упрямой, как буйволица, резкой и пристрастной. Сострадали и самому Альмодовару, поскольку поклонники фильма рассчитывали, что «Возвращение» признают лучшей картиной фестиваля, ну и вообще года. Но давать «Пальмовую ветвь» за эту картину, очевидно, против правил, установленных сегодня в цивилизованном мире. В «Возвращении» нет никакой политкорректности и даже намека на справедливость и равенство или на неотвратимость наказания, в общем, на все эти протестантские ценности, и это обстоятельство никак нельзя проигнорировать. И вот что интересно. Предыдущий фильм Альмодовара «Дурное воспитание» был как бы антикатолическим -- в нем речь шла о католическом пансионе, где хороших мальчиков превращали в несчастных и закомплексованных чудовищ. В новой картине неистовый Педро как будто возвращается к народному варианту католицизма -- с его культом матери, истовой святостью и безудержным богохульством, в интервале между которыми карнавальная площадь и шутки на тему телесного низа. При этом мир, им сочиненный, абсолютно женский и совершенно самодостаточный, он совершенно замкнут, не терпит постороннего вмешательства, и все отношения там происходят между «своими». Которым легче простить друг другу убийство, чем отсутствие на похоронах. У них свои счеты, но, если кому-то по-настоящему плохо, всегда придут на помощь -- в той форме, в которой сочтут нужным. Ужасно жаль, что никто не снял такого фильма про русских женщин: было бы замечательно увидеть такую трогательную, полную иронии и любви картину, где был бы найден визуальный и пластический образ отечественных кумушек, а их соседские ссоры и примирения, их одиночество и солидарность, их мужество и их ограниченность были бы так ярко, так обаятельно, так весело представлены на языке кино. Беда в том, что у нас сегодня никто не владеет им столь свободно.
На российских экранах новая комедия Педро Альмодовара «Возвращение» Очень трудно преодолеть соблазн и не рассказывать содержание этого фильма. Хотя пересказу фильмы Альмодовара не поддаются в принципе -- их фантастический и абсурдный сюжет приодет в такие естественные, почти натуралистические детали, что фабулу невозможно отделить от способа изложения, и тогда просто зарываешься в подробностях... >>
Фестиваль в Карловых Варах подвел итоги В свое время -- с 1960 по 1992 год -- кинофестиваль в Карловых Варах являлся своеобразным побратимом ММКФ, чередуясь с ним по четным годам, а с 1994-го стал ежегодным и единственным киносмотром пресловутой категории «А» на территории Восточной Европы... >>
«Europe+» в Центре современного искусства Все-таки классиков современного искусства объединять общей выставкой рекомендуется очень осторожно. Иначе можно заблудиться в трех соснах. Ну или в четырех... >>
Открылся «Славянский базар в Витебске» Пятнадцатый по счету «Базар» стартовал беспроигрышно: еще до официального открытия в городском амфитеатре, на главной фестивальной площадке, прошел сольный концерт Аллы Пугачевой. А следом, той же ночью, сольный же концерт Валерия Меладзе... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|