N°119 10 июля 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Хорошо темперированная скука «Europe+» в Центре современного искусства
Все-таки классиков современного искусства объединять общей выставкой рекомендуется очень осторожно. Иначе можно заблудиться в трех соснах. Ну или в четырех... Как и случилось на экспозиции, организованной московским ГЦСИ совместно с Гете-институтом. Показывают работы гуру европейского contemporary art Герхарда Рихтера (Германия), Бориса Михайлова (Украина), Владимира Тарасова (Литва), Льва Рубинштейна (Россия). Качество презентации высокое. В просторном зале нового здания ГЦСИ инсталляции Тарасова, объекты Рубинштейна, фотографии Михайлова и картины Рихтера смотрятся вполне себе по-европейски. Стерильно, холодно и стильно.
В центре зала большой бассейн с водой. У бортика разложены камни. По ним стукают бамбуковые стволы, из полости которых выливается вода. Стволы опускаются и поднимаются (каждый в своем ритме) под действием электромотора. Медитативное сие зрелище называется «Киото» и автор его -- бывший перкуссионист легендарного Ganelin Trio, а с начала 1990-х -- художник, работающий в жанре звуковых инсталляций, соавтор девяти проектов Ильи Кабакова Владимир Тарасов. Созерцание «Киото» заставляет вспомнить не только о том, что одноименный японский город, один из главных центров культуры страны, славен своим великим садом камней при храме Реандзи, но и о конструкции привычных нам музыкальных инструментов. Например, фортепиано, в котором, если поднять крышку, можно увидеть ряд деревянных молоточков, ударяющих о струны при нажатии клавиш. Да много чего можно вспомнить, наблюдая водный объект Тарасова... Давеча я был на молодежной постановке оперы «Дидона и Эней» Генри Перселла, подготовленной учениками Дмитрия Бертмана. Там полно всяких остроумных фентилей в отношении к чопорному академическому канону. А завершается все эмблематической фигурой расставания героев. В глубине сцены по невидимым волнам плывет галера, которую изображают почти такие же мерно двигающиеся вверх-вниз палочки-весла. И вот хотелось бы понять, в какой именно круг смыслов попадает инсталляция господина Тарасова. Для этого пытаешься обратиться к контексту, работам других мэтров. Но контекст не выстроен, потому что никаких лейтмотивов выставка не имеет. В случае с художниками-концептуалистами, сражающимися против языковых трюизмов и клише, отсутствие дающего возможность пародийной интерпретации поля смыслов приводит к невеселому результату. Что-то вроде «против чего боролись, на то и напоролись». А именно: противоположное общее место так называемой актуальной культуры, когда беспринципно тасуемые приемы и методы остранения вдруг воспринимаются расслабленными клише сознания интеллектуала нынешнего времени. «Сумеречные» (по названию всей вирированной в темно-синий цвет фотосюиты) снимки Бориса Михайлова документируют харьковское дно, с бомжами и грязными заборами. Рядом элегантные картины-картотеки Льва Рубинштейна с хрестоматийными его поэмами конца 1980-х: «Всюду жизнь», «Мама мыла раму», «Другое имя». По другую сторону «Сумерек» видеофильм с мимом-клоуном Владимира Тарасова. После него следует экспозиция Герхарда Рихтера с его «пасьянсом картинок», в которых пастозный абстракционизм эрозией уничтожает визуальный ряд повседневности (Рихтер любит затирать жирными слоями краски фото из домашних альбомов, открытки, газетные заметки -- жаль только, нам не подлинные работы мастера привезли, а их фоторепродукции). Каждый по отдельности художник масштабен, мощен и самодостаточен. Именно поэтому окружение ему выбирать надо было куда как деликатно. А в данном случае было выбран не круг единомышленников, а элементарный принцип звездности. (Единственное удачное соседство: картотека Льва Рубинштейна и инсталляция «Шехина» -- в переводе с древнееврейского «Божественное присутствие» -- Владимира Тарасова: в темной комнате разложены сакральные книги иудеев, их совершенно произвольно листает специально приглашенный в комнату ветер.) В целом же оказалось, что трансляция образов и тем одним художником узнает «речь» другого лишь в очень общих семантических сферах. Эти сферы абсолютно аутентично обозначены куратором выставки Виталием Пацюковым. Вот пример его дискурса: «Европа улыбается и немного грустит, она ностальгирует, но одновременно и открыта своей новейшей истории, ее любым изменениям. Она достойно объявляет о своих естественных желаниях, уже зрелых, но еще и наивно-младенческих, покачиваясь в своем нелинейном равновесии». Возможно, все-таки правильно, что медитативная лодка-фортепьяно Тарасова стала главным объектом новой выставки. На меня, например, все эти нелинейные покачивания улыбающейся грустной «Европы плюс» произвели эффект «хорошо темперированной скуки».
На российских экранах новая комедия Педро Альмодовара «Возвращение» Очень трудно преодолеть соблазн и не рассказывать содержание этого фильма. Хотя пересказу фильмы Альмодовара не поддаются в принципе -- их фантастический и абсурдный сюжет приодет в такие естественные, почти натуралистические детали, что фабулу невозможно отделить от способа изложения, и тогда просто зарываешься в подробностях... >>
Фестиваль в Карловых Варах подвел итоги В свое время -- с 1960 по 1992 год -- кинофестиваль в Карловых Варах являлся своеобразным побратимом ММКФ, чередуясь с ним по четным годам, а с 1994-го стал ежегодным и единственным киносмотром пресловутой категории «А» на территории Восточной Европы... >>
«Europe+» в Центре современного искусства Все-таки классиков современного искусства объединять общей выставкой рекомендуется очень осторожно. Иначе можно заблудиться в трех соснах. Ну или в четырех... >>
Открылся «Славянский базар в Витебске» Пятнадцатый по счету «Базар» стартовал беспроигрышно: еще до официального открытия в городском амфитеатре, на главной фестивальной площадке, прошел сольный концерт Аллы Пугачевой. А следом, той же ночью, сольный же концерт Валерия Меладзе... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|