N°75 29 апреля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Заговор постановщиков Гильдия театральных режиссеров России готовится к борьбе
В XV главе своей первой и лучшей книги Ильф с Петровым утверждали, что статистика знает все, кроме одного: сколько в СССР стульев? Сказать нужно иначе: о чем бы человек ни спрашивал, выясняется, что как раз это статистике неизвестно, но в остальном она готова прийти на помощь. Такая вот наука.
Например: в России шестьсот с чем-то драматических театров. Естественно, хотелось бы знать, сколько у нас действующих режиссеров -- главных, очередных, находящихся в свободном плавании? Вероятно, полторы-две тысячи -- более точную цифру назвать не может никто; меньше всего на это способны сами режиссеры, индивидуалисты по призванию. Впрочем, как выясняется, не такие уж и индивидуалисты. Зимой прошлого года секретариат СТД РФ утвердил устав Гильдии театральных режиссеров России, председателем гильдии был избран Анатолий Васильев. Выбор может показаться странным: за Васильевым утвердилась репутация шамана, фанатичного экспериментатора, визионера, мистика и т.д. -- кого угодно, но не деловитого хозяйственника. Убедимся еще раз: вещи, которые известны всем, -- багаж, отставший от пассажира. За последние годы Васильев много раз повторял, что сейчас в «Школе драматического искусства» 9/10 времени у него уходит на организационную и административную работу. Не сомневайтесь: он понаторел в этой работе, несмотря на то (вариант: именно потому), что не может ею не тяготиться. Напомню: режиссерский цех пытался сплотиться в конце 80-х; председательствовать предложили Марку Захарову (кандидатура, казалось бы, бесспорная), из попытки ничего не вышло. У Васильева может получиться. Возведем это в принцип: когда с делом не справляются те, кого считают прагматиками, на помощь надо звать чудаков и фанатиков -- от них часто больше проку. На днях под председательством Васильева обсуждалась неслыханная вещь: проект документа, регулирующего отношения между членом режиссерской гильдии и театром, пригласившим его на постановку. В России никогда такого не было; разумеется, сразу же послышалось: и никогда ничего такого не будет. Это у них там, в Европе профсоюз, объединяющий актеров вспомогательного состава и рабочих сцены, может возмутиться планами минкульта, объявить забастовку и сорвать Авиньонский фестиваль, самый могучий из мировых театральных форумов. Это у них юрист, представляющий интересы театра, до мельчайших подробностей обсуждает контракт с агентом режиссера. У нас не приживется, а если и приживется, то только хуже выйдет. У нас все проще и душевнее: знаете ли, говорит директор театра постановщику, мы обещали вам вот столько, а заплатить сможем вот только-только, ну не будем же мы ссориться, а? Да, еще сейчас с гостиницей плохо, не поживете ли в гримерке? Нет, конечно, вы можете вернуть аванс и уехать, если вам плевать на святое искусство и т.д. Это норма отношений провинциального театра с малоизвестными режиссерами. Известным в свою очередь тоже есть на что жаловаться. Поставил некто, к примеру, «Ромео и Джульетту», через год ненароком заглянул посмотреть, как идет его спектакль, и получил инфаркт. Вместо актрисы, с которой репетировал, Джульетту играет жена главрежа, от декораций осталась половина (у одного монтировщика грипп, у другого запой), от костюмов -- обноски, а директору хоть кол на голове теши. Вы свою работу сделали, деньги получили, теперь спектакль -- собственность театра, как нам надо, так и будет, разговор окончен. Простите, так быть не должно и не будет. Когда-нибудь. Проект договора, разработанный под руководством Елены Левшиной и обсуждавшийся в Студии на Поварской, предусматривает в отношениях театра и режиссера едва ли не все, что можно предусмотреть: от размеров вознаграждения и сроков выплаты до согласования актерских вводов и условий вывоза спектакля на гастроли. Я знал профессора Левшину лишь как главного идеолога интернет-театра и фестиваля «Театральная паутина» (октябрь 2004); теперь я знаю главное: она -- театральный юрист экстра-класса, наш Резник и Падва, вместе взятые. Это не мое личное впечатление: в жизни не забуду, какими обожающими глазами смотрели на Левшину режиссеры, когда она сообщила: ни в одном законодательстве РФ не определено право собственности на спектакль. Они этого не знали. Они были ошеломлены. Я ими любовался. До сих пор мы рассматривали лишь один вариант театрального противостояния: мученик-режиссер и гад-директор (или продюсер). В жизни директор и режиссер могут прекрасно понимать друг друга, работать на пользу делу и т.д., но их отношения всегда останутся противостоянием: диалектика, ее не Маркс с Энгельсом придумали. Сейчас российский театр все более становится продюсерским. Стандартная европейская модель применяется с поправкой на отечественную привычку ко всеобщему бесправию. Гильдия потихоньку налаживает механику самообороны (из полутора-двух тысяч режиссеров постоять за себя способны далеко не все), но не только; она отстаивает само существование авторского театра. Возможно, этот театр обречен (как и многие другие хорошие вещи, оставшиеся от ХХ века), но это не повод, чтобы за него не бороться.
«Бенуа де ла данс» раздал награды и очаровал финалом Фестиваль мирового балета -- так теперь зовется «Бенуа де ла данс». Прежде это называли премией (денег все равно не давали) или призом (что верно -- лауреатам преподносят двух отшатнувшихся друг от друга чугунных человечков на подставке). Но «фестиваль» -- наиболее точное слово... >>
Выставка Школы акварели Сергея Андрияки в Манеже Заново отстроенный выставочный зал Манеж начал свою деятельность именно той выставкой, открытию которой воспрепятствовал злополучный пожар. За прошедший год столичный мэр предлагал художнику Андрияке несколько помещений для показа работ (вплоть до залов Третьяковки), но тот был непреклонен: Манеж так Манеж... >>
Гильдия театральных режиссеров России готовится к борьбе В XV главе своей первой и лучшей книги Ильф с Петровым утверждали, что статистика знает все, кроме одного: сколько в СССР стульев? Сказать нужно иначе: о чем бы человек ни спрашивал, выясняется, что как раз это статистике неизвестно, но в остальном она готова прийти на помощь. Такая вот наука... >>
Книгу Александра Долинина стоит читать не только филологам В книгу Александра Долинина «Истинная жизнь писателя Сирина» вошли одноименная «маленькая монография», десять статей о творчестве Набокова и предисловия к осуществленным автором публикациям -- докладам Набокова в Берлинском литературном кружке и его письмам к Глебу Струве... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|