N°171
16 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.09.2005
Сергей Хачатуров
Сны о чем-то большем
Третьяковская галерея подбирает русскую пару американцу Энди Уорхолу

версия для печати
Одновременно с ретроспективной, из Америки привезенной выставкой «Энди Уорхол: художник современной жизни» (см. «Время новостей» от 14 сентября) в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция -- ответ заокеанским гастролерам «Русский поп-арт». Проект подготовлен группой сотрудников Третьяковки под общим руководством заведующего отделом новейших течений ГТГ Андрея Ерофеева. Выставка гигантская, яркая, эффектная, да еще занимает лучший зал галереи (Уорхола-то загнали в тесный коридор-кишку). По сути получилась коллекция российского современного искусства с шестидесятых годов по сегодняшний день. А учитывая отсутствие оного в постоянной экспозиции Третьяковки, выставку можно счесть необходимым ликбезом.

Однако это очень странная ликвидация безграмотности путем демонстрации оной. Ибо почти всякий историк искусства скажет, что в России поп-арта не существовало. Сначала не было общества потребления, исследованием которого и занимались на Западе в шестидесятые отцы-основатели течения. А когда консумеризм в России взял свое, эстетика уже отошла в музейное прошлое. Но Андрей Ерофеев сам давно увлечен поисками химеры (выставку «Предшественники русского поп-арта» с работами Михаила Рогинского, Бориса Турецкого и Михаила Чернышова он сделал в ЦДХ еще осенью 1993-го года) и заразил этим семь десятков отменных художников, чьи вещи показаны нынче в Третьяковке.

На самом деле под «русским поп-артом» кураторы понимают самые разнообразные вещи. Простое, буквалистское изображение обыденных предметов (а также ассамбляжи из них, как у того же Турецкого), сознательные посвящения Уорхолу и иже с ним, то есть эстетические рефлексии разной степени ироничности (тут всех превзошел концептуалист Юрий Альберт), и игру в китч и попсу (например, пушистые объекты практикующего дурашливую инфантильность Ростана Тавасиева). В итоге, плавно перемещаясь по хорошо структурированной выставке, не ощущаешь методологических подмен. Но только потом, на выходе, стоя перед знаменитой «Оранжерейной парой» Олега Кулика (совокупляющиеся бык с коровой из оргстекла и алюминия с живыми цветами внутри), начинаешь задумываться о том, что делает эта скульптура в одном пространстве с пронзительными натюрмортами Михаила Рогинского, изображающими примусы, кастрюли, чайники и спичечные коробки.

Признания в любви к реальности (хоть убогой, но своей) соседствуют на выставке с саркастическими карикатурами на оную, образы западной масс-культуры перемешаны с ушедшими советскими реликвиями, оммажи Уорхолу -- с сугубо авторскими высказываниями. Но вышло, ничего не скажешь, пестро и красиво. Не экспозиция, а сплошной аттракцион.

И вдохновившись его атмосферой, понимаешь, что на самом деле русским поп-артом и является эта экспозиция -- броская, перенасыщенная, противоречивая. Ведь что такое поп-арт? Игра художника в опрощение, демонстративная капитуляция перед массой, желание выйти за узкие цеховые рамки в народ -- как бы в народ. В отсутствие в Москве полноценного музея современного искусства, то есть оазиса высокой, рафинированной эстетики, приучать публику к ее атрибутам и приходится вот таким дерзким наскоком, пользуясь предоставленной возможностью за один раз выразить все, что наболело, и показать все, что накопилось. Устраивать базарное шоу вместо академической конференции. Это как раз в духе поп-арта.

Но только если на западе поп-арт появился от хорошей жизни, то в России прямо наоборот. Ну что ж, у наших музейщиков -- собственная гордость.
Федор РОМЕР
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  16.09.2005
Новый фильм Терри Гиллиама на московских экранах
Якоб Людвиг Карл (1785--1863) и Вильгельм Карл (1787--1859) Гриммы стали национальной немецкой гордостью благодаря своему мало с чем сравнимому вкладу в заложение основ и развитие германской филологии... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.09.2005
Сергей Ожигов
Закончился екатеринбургский фестиваль «Реальный театр»
Закончился самый старый и один из самых интересных отечественных театральных фестивалей -- екатеринбургский «Реальный театр». Его сравнивают с «Золотой маской», называя то ее провинциальной версией, то «лонг-листом»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  16.09.2005
Сергей Хачатуров
Третьяковская галерея подбирает русскую пару американцу Энди Уорхолу
Одновременно с ретроспективной, из Америки привезенной выставкой «Энди Уорхол: художник современной жизни» в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция -- ответ заокеанским гастролерам «Русский поп-арт»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  16.09.2005
Вчера в испанском городе Сан-Себастьяне начался известный своей независимостью и нелюбовью к голливудскому мейнстриму 53-й Международный кинофестиваль, который продлится до 24 сентября. Для участия в престижном официальном конкурсе отобраны девятнадцать картин... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика