N°165
08 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.09.2005
Прециозный курьез
Кунсткамеры Габсбургов в Кремле

версия для печати
Если соберетесь на эту выставку, приготовьтесь к тому, что все привычные категории прекрасного подвергнутся ревизии, все шкалы вкуса будут сбиты. Вторая выставка цикла «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле» (подробнее о нем см. «Время новостей» от 15 августа) отстоит от первой, посвященной вазам и сосудам собрания короля-солнца Людовика XIV, как Босх от Боттичелли. Экстравагантные германские правители XVI -- начала XVII века эрцгерцог Фердинанд Тирольский и император Рудольф II творили свой театр мироздания, руководствуясь очень и очень небанальными для нас принципами. Мудрой простоте и благородным пропорциям предметов античности, Ренессанса они предпочитали сформулированный братом Фердинанда императором Максимилианом II критерий: «Чем более редкое, тем лучше!» На трон человеческих эмоций и желаний было возведено любопытство, curiositas. А среди пяти органов чувств королевой было выбрано зрение. Сокровища, прециозы свозились в кунсткамеры правителей со всех стран мира. Они классифицировались по назначению и отправлялись в тот или иной кабинет, сундук, шкафчик, клались на воображаемую «полочку мироздания». Ведь магические, ритуальные функции предметов ценились не меньше эстетических качеств. А связь коллекций кунсткамер с модными при дворах габсбургских правителей алхимическими, астрологическими занятиями была ой как сильна.

Рассматриваем причудливые предметы пятивековой давности. Вот готическая серебряная подставка с «букетом» острых акульих зубов (индикатор яда). Вот сделанная в Гуджарате или Центральной Америке фляга в форме сердца из тончайше обработанного черепашьего панциря с магическим орнаментом и цветом кровяных телец под микроскопом. Вот кубок из рога носорога с рогатой крышкой из клыков кабана-бородавочника (основания как крышки, так и кубка кишат инсектными тварями -- от пауков до скорпионов, все из драгметаллов). Смакуешь глазом каждую деталь и вдруг ловишь себя на том, что разумно рассказать о своих впечатлениях не можешь. Язык способен лишь цокнуть что-то такое маньеристическое, в духе инкрустированной перламутром непонятно где начавшейся и куда бегущей золотой волны-спирали гарнитура рукомойного. Слово бессловесное -- форма бесформенная. Все подбираемые эпитеты нечаянно оказываются приторно-притворной жутью, как проступающие на кубках и вазах то здесь то там маскароны-гримасы. Чего обещают, что сулят -- никак не поймешь. Ведь само слово «курьез» для нас резонирует разными, взаимоисключающими оттенками значений.

И вот на уровне подсознания, как это ни парадоксально, выставка воспринимается правильным отражением какого-то глобального сбоя программы в психологии человека современного, какой-то присущей нам образной дислексии, отражением какой-то ощерившейся именно сейчас зловещей гримасы, которая до поры до времени не угадывалась за драгоценной инкрустацией цивилизации и культуры. Буквально тот же образ: бородавочник в золотой оправе. Так что не согласен я с уважаемым автором каталожной статьи, профессором Михаилом Соколовым, считающим, что мир кунсткамер далек-предалек от пост- и постпостмодерна, от акул Дамиена Херста и монстров Мэтью Барни. Страшно близок!
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.09.2005
Кунсткамеры Габсбургов в Кремле
Если соберетесь на эту выставку, приготовьтесь к тому, что все привычные категории прекрасного подвергнутся ревизии, все шкалы вкуса будут сбиты... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  08.09.2005
ИТАР-ТАСС
В Федеральном агентстве разобрались с Первой и анонсировали Вторую Московскую биеннале
Названием очерка стали слова известного PR-менеджера Федора Павлова-Андреевича. Его речь завершала длинную очередь административных докладов у микрофона на заседании Федерального агентства по культуре и кинематографии, посвященном итогам Первой Московской биеннале... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  08.09.2005
«Мандерлей» Ларса фон Триера на московских экранах
Если дотошно следовать творческим принципам Ларса фон Триера, то отзыв на «Мандерлей», вторую часть его «американской трилогии», нужно было бы разбить на восемь главок и каждой дать подзаголовок... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  08.09.2005
В Москве начинается фестиваль "Новая драма"
«Новая драма», что начнется через две недели в Москве и о которой организаторы рассказывали на состоявшейся вчера пресс-конференции в Центре имени Мейерхольда, -- это гибрид театрального фестиваля, клубной тусовки и научной конференции... >>
//  читайте тему:  Театр
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика