N°164
07 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.09.2005
Над пропастью бельканто
В «Новой опере» новая «Норма» Беллини

версия для печати
Театр «Новая опера», два года поражавший публику невероятными конфузами то от Романа Виктюка, то от Юрия Грымова, сделал наконец ход конем и выправил пошатнувшуюся репутацию. Понаблюдав, как пуристы отчитывают Большой театр за покупки постановок за рубежом, Новая опера» приобрела обкатанный и знаменитый европейский спектакль -- «Норму» Беллини штутгартской «Штаатсопер», сделанную актуальным постановочным тандемом: режиссером Йосси Вилером, драматургом Серджио Морабито и художницей Анной Фиброк, известной по работам с Кристофом Марталлером.

Многие из тех, кто видел «Норму» на предпремьерных показах, в точности так же осудили «Новую оперу» за покупку, как осуждали Большой: зачем нам пиджаки с чужого плеча, погоды это не сделает, европейский контекст не читается российскими зрителями, а труппу один спектакль не перекроит. Согласиться с этим невозможно. По всему миру, где любопытство победило гордыню, эти самые пиджаки ходят как скоростные поезда -- без перерывов в расписании. Работа труппы, включая солистов, хор, оркестр, дирижера (одаренного и умного Феликса Коробова), несмотря на разные шероховатости, очевидна. Не говоря о том, что работа Вилера--Фиброк--Морабито свежая, совсем недавно ее авторы заслужили титул «лучших постановщиков года», а Штутгартская опера оказалась «лучшим театром» и законодателем мод. Что касается пропасти между контекстами, эта проблема есть, но, по сути, она делает процесс интересней, хотя и сообщает ему печальные интонации. Медленный, тягучий спектакль в жанре торжественной мелодрамы с пронзительным отчаянием и мрачным остроумием внутри, оказывается к тому же и представлением о пропасти -- между друидами и римлянами, мужчинами и женщинами, Беллини и драматургией, современным европейским театром и бедным русским оперным ландшафтом, на котором невежды и снобы одинаково ленивы.

Не переворачивая основ, но находясь в согласии с европейскими модами, постановщики переносят действие в ХХ век -- жрица друидов Норма, влюбленная в римского проконсула Поллиона, ревнующая его к подруге и в нарушение всех законов рожающая от него детей, оказывается в окружении соратников по французскому Сопротивлению. Впрочем, с первых минут ясно, что тезис о переносе -- это упрощение. Насыщая пространство деталями вроде алюминиевой кружки с чайным пакетиком, электрической таблички с надписью sortie («выход»), красной кнопки сигнализации, спрятанной под старинной фотографией, жутковатой больничной каталки с мумией в пиджаке, накрытой ритуальным одеялом и оснащенной серпом и омелами (вот такой он, бог войны Ирминсул), скамеек католического храма, уличных фонариков времен второй мировой и проч., постановщики делают вселенную Беллини скорее многослойной и неопределенной (и задевающей за живое), чем точно узнаваемой. Это своего рода фантасмагорический реализм, макабрический документализм, снимающий с Беллини всякую приятственную пышность и обнажающий как медленную истошность драмы, так и тягучую ритуальность бельканто.

В сопроводительных материалах рассказывается что-то о патриархате и матриархате, между которыми мечется Норма, но концепция не мешает чувственному настою спектакля оставаться насыщенным и крепким, понимаемым на иррациональном уровне; главный номер -- ария Casta Diva, нерушимый символ оперного бельканто, сахар на душу широкой публики и бальзам для знатоков вокала. Режиссерами она решена сильно, провокационно и блестяще. Для исполнения жреческих обязанностей друидка-француженка Норма, блуждающая словно в кадре какого-то заторможенного Трюффо, облачается в одежды католического священника и предстает в образе Анны Маньяни, в свою очередь являющейся в облике Папы Римского. Гремучая метафора, способная взбудоражить всякого мало-мальски не упавшего с луны европейца, для которого вторая мировая, последующий кинематограф и его мистически-обворожительные женщины, современный католицизм, очарование недавно умершего понтифика Иоанна Павла II и общественная дискуссия о возможности-невозможности женщины в храме не являются пустым звуком. Добавим к этому боязливость, с которой Норма (Татьяна Печникова) облачается в ризы и приступает к исполнению священной арии, и сразу почувствуем, что режиссеры водрузили метафору не на голое место, а на алтарь мощной оперной мифологии. Любо-дорого.

В занимательности ltqcndj не упрекнешь, но за одну арию Casta Diva, окруженную душераздирающими деталями и тщательно придуманными, органичными мизансценами, ввинченными в самую глубину хора, окутанную тонкими и безупречными силовыми, смысловыми и эмоциональными линиями, можно претерпеть всю угнетающую медленность спектакля и весь его бульварно-похоронный ход, как пластмассовым венком украшенный простоватыми беллиниевскими оркестровыми переборами и увенчанный страшным финалом на сцене и не менее жуткой двойной кульминацией в оркестре (постановщики и дирижер делают ее смертельно-механистический ужас почти что осязаемым).

Мелодрама всегда вульгарна, музыка всегда божественна, между ними -- какой-то беззастенчивый, жонглирующий культами и актерскими телами, вторгающийся в душу кинематограф. Солистов и музыкантов он превращает в актеров и таперов. Те в свою очередь с упоением отдаются во власть могущественного и призрачного кадра. Дирижер Коробов с безупречным вкусом оснащает спектакль тугой ритмической пружиной органичных темпов, форматирует кадр хорошим балансом, дирижирует музыкой в яме, за сценой и на балконах, внимательно микширует крупные планы и панорамы. Актеры пластичны, трепетны, а вокальные огрехи легко простить за недурной ансамбль и чуткий слух.

Спектакль, который иногда трудно смотреть и который кажется далеким от здешних трупп и зрителей, оставляет что-то бесприютно поднывающее внутри. Будоражит контекст, то и дело норовящий мумифицироваться и прикрыться омелами. В более спокойных терминах -- это значительное событие и мощный старт сезона.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  07.09.2005
Впервые выставки на «АРТСтрелке» сложились в целое
Второй год своего существования на территории фабрики «Красный Октябрь» культурный центр «АРТСтрелка» отметил достойно -- серией раскиданных по разным галереям, но тематически связанных экспозиций. Впервые разношерстные вернисажи склеились в единый текст... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  07.09.2005
В «Новой опере» новая «Норма» Беллини
Театр «Новая опера», два года поражавший публику невероятными конфузами то от Романа Виктюка, то от Юрия Грымова, сделал наконец ход конем и выправил пошатнувшуюся репутацию... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  07.09.2005
Смотрите с 8 сентября на экранах Москвы
«Перевозчик 2» (Франция--США, Луи Летерье). Сиквел очень хорошего боевика про бывшего спецназовца Фрэнка (Джейсон Стэтхем, любимец Гая Ричи), который зарабатывал на жизнь тем, что перевозил что угодно и куда угодно вовремя и не задавая вопросов... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  07.09.2005
Малый на пороге юбилейного сезона
Сбор труппы Малого театра прошел в формате, театру нелюбезном: это была маленькая одноактная пьеса с одним негромким мотивом. Мотив -- юбилей; сезон -- 250-й... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  07.09.2005
Сегодня открывается XVIII Московская международная книжная выставка-ярмарка
Осенний смотр книжных достижений по традиции пройдет в 20-м и 57-м павильонах Всероссийского выставочного центра. Со среды до воскресенья гости ярмарки смогут лицезреть более ста тысяч книг, альбомов, буклетов и прочих полиграфических изделий, представляемых почти тремя тысячами участников... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика