N°126 15 июля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Голь на выдумки хитра Бразильский сезон на VI Чеховском фестивале
«Лунарио Перпетуо», «Золотой Оскал», «Фауст Зеро», «Репетиция. Гамлет» -- драматические спектакли, привезенные в Москву из Сан-Пауло (три первые) и Рио-де-Жанейро, -- решительно непохожи друг на друга. Первый можно попросту счесть не спектаклем, а эстрадным концертом Антонио Нобреги, бразильского народного любимца -- певца, музыканта, танцора, мима, клоуна и пр. (современное слово «шоумен» идет Нобреге меньше, чем доброе старое «кабаретьер»). Спектакль не требует ни сопереживания, ни даже серьезного осмысления, он позволяет зрителю просто расслабиться и получить удовольствие от красивых, по большей части сентиментальных песенок, а напоследок еще и потанцевать в фойе. Впрочем, сказав, что очаровательный пятидесятилетний живчик Нобрега ничего от зрителя не требует, следует добавить, что «не требует» и «не дает права» -- очень разные вещи. Следует вспомнить, что искусство кабаретьера есть в основе своей драматическое искусство: сначала придумывается персонаж, а потом уже начинаются песни и пляски. Нобрега, говоря в знакомых нам терминах, «существует в образе», причем делает это так тонко и искусно, что его персонаж всерьез принимается за живого человека, за собственное «я» актера. Хитрый, веселый бразилец обдурил и большинство зрителей и кое-кого из моих коллег: он показался всего лишь простодушным виртуозом. На самом деле простодушия в Нобреге не больше, чем в героях Рабле; словно бы желая подтвердить это, недавно он выстроил свое Телемское аббатство -- «Бразильский центр учебы и отдыха». Название, согласитесь, чудесное.
«Золотой Оскал» -- трехчасовой спектакль Жозе Селсу, неугомонного патриарха контркультуры, мир ее праху. Свой театр «Офисина» (по-нашему -- Мастерская) он создал в 1958 году. Селсу дружил с «детьми цветов» и их идеологами, раздражал правительство, сидел в тюрьме, жил в изгнании, триумфально вернулся, построил для театра здание, соответствующее духу «Офисины» -- «эстетике чувства и эмоции, символизма, иконоборчества, барокко и каннибализма» (я не шучу, я цитирую фестивальный буклет), и, наконец, сделался памятником самому себе. Сюжет спектакля, привезенного в Москву, крутится вокруг героя-злодея по кличке Золотой Оскал, золотозубого мафиози, но пересказывать фабулу нет никакого смысла. Важно говорить не о судьбе и характере персонажа, а о режиссерском сюжете игры с публикой, сюжете раскрепощающих провокаций. Сцена и зал Театра им. Пушкина, насколько я понимаю задачи Селсу, должны были превратиться в некое единое «пространство свободы», где все дозволено и все возможно. Приемы, которыми пользуется Селсу, так же стары, как и задачи: предельно аффектированая актерская игра, нарочитая суматоха, всевозможные приставания актеров к зрителям и, конечно, агрессия обнаженки. Такое количество голых задниц, как в «Золотом Оскале», можно увидеть разве что на нудистском пляже в Серебряном Бору; разница в том, что нудисты ведут себя спокойно. Они не требуют, например, чтобы молодая зрительница быстро разделась, вышла на сцену и приняла участие в конкурсе «Самая красивая грудь» (приз -- жемчужное ожерелье). Они не лезут с малоприличными вопросами. Всякому оргиастическому буйству они предпочтут тишину и порядок -- что, собственно, и означает победу сексуальной революции. Бороться больше не за что, пора подумать о гигиене, в том числе нравственной. О которой пылкая, но старомодная «Офисина» думать отказывается. Нельзя сказать, что Селсу в Москве провалился, но старания актеров раззадорить публику и слиться с ней в едином порыве кончились ничем. Отчасти в силу избыточного актерского энтузиазма, отчасти в силу явного дилетантизма, не позволявшего этот энтузиазм принять. Напористость, не подкрепленная искусностью, в нашем театре пока еще котируется низко; до будущего торжества дилетантов я надеюсь не дожить. Спектакль «Фауст Зеро» -- бенефис знаменитой бразильской актрисы Валдерес де Баррос, он посвящен сорокалетию ее творческой деятельности. Де Баррос играет Фауста, то есть не столько играет, сколько разъясняет сюжет, иногда вступая с партнерами в диалог и разыгрывая небольшую сцену-иллюстрацию. Человек со стороны (например, я) может назвать этот спектакль тонким, но не назовет ни внятным, ни увлекательным: «Фауст Зеро» поставлен для поклонников актрисы, ни для кого более. Однако в программе фестиваля он необходим как свидетельство: карнавал карнавалом, а играть тонко мы, бразильцы, тоже умеем и любим. Точно так же в программе необходим спектакль Энрике Диаза «Репетиция. Гамлет» -- спектакль, наиболее современный по театральному языку, сложный по конструкции, изобилующий удачными подробностями. Язык Диаза -- это язык метафорического театра. Лучше всего в мире этим языком владеет Эймунтас Някрошюс (европейский триумф «Вишневого сада» недавно подтвердил его лидерство); Диаз ему не подражает, но работает в той же системе отношений между знаком и смыслом. У него богатая фантазия, но не слишком устойчивый вкус: Диаз плохо чувствует разницу между хорошей, точной находкой и случайным капризом воображения. Его спектакль неровен, особенно в первом акте. Во втором режиссера можно упрекнуть разве что в чуть-чуть излишней сентиментальности, но в этом можно упрекнуть и экс-бунтаря Селсу: сентиментальность, видимо, является неотъемлемым свойством бразильского театра. Как, вероятно, и бразильской жизни. В эссе «Посвящается позвоночнику» Иосиф Бродский писал о невероятной красоте бразильских пейзажей («...Все ваши самые восхитительные грезы суть жалкое, бездарное крохоборство недоразвитого воображения»), но делал весьма неожиданный вывод: «На таком фоне (океана и гор) социальная драма воспринимается скорее как мелодрама не только ее зрителями, но и самими жертвами». В четырех бразильских спектаклях, безусловно, есть нечто общее, сформированное климатом и пейзажем. Избыточная чувственность? Возможно. Но возможно также, что про ее избыточность нам приходится говорить из зависти.
Бразильский сезон на VI Чеховском фестивале «Лунарио Перпетуо», «Золотой Оскал», «Фауст Зеро», «Репетиция. Гамлет» -- драматические спектакли, привезенные в Москву из Сан-Пауло (три первые) и Рио-де-Жанейро, -- решительно непохожи друг на друга... >>
«Летние каникулы» в галерее «Файн-Арт» Галеристы любят молодое искусство. А приглашают на вернисажи примерно так: «Представляете, у нас открылась выставка молодых художников. Приходите обязательно. Ведь они такие чудесные. Их надо поддержать». Приходишь. Смотришь... >>
Написан настоящий учебник по русской истории Книг по истории выходит очень много. Даже оставив в стороне переиздания классических трудов и переводы работ чужеземных исследователей, читатель сталкивается с изумляющим обилием разнородной продукции... >>
Авиньон представил Яна Фабра и ждет Форсайта Авиньонский фестиваль, придуманный в 1947 году Жаном Виларом, не застыл в своем величии (один из крупнейших и престижнейших фестивалей мира), но продолжает меняться и искать новые способы составления программы, новые ходы... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|