N°4
15 января 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.01.2004
Петрушка из гетто
Сто лет назад родился Леонид Якобсон

версия для печати
Когда Леонид Якобсон ставил "Спартака" в Большом театре (это был второй "Спартак" -- после Моисеева, до Григоровича), Леонид Ильич Брежнев в беседе с Майей Плисецкой спутал его с хоккеистом Юханссоном. Генсек в отличие от своей дочери не был балетоманом, но что-то о главном театре страны знал. О Якобсоне же не слышал -- потому что не того уровня фигура.

Ах нет же, дело не в масштабе таланта. Талант был, конечно же. Просто к людям, пробивающим себе дорогу, идущим по чужим судьбам вездеходом, Якобсон не относился. Его судьбой было обтекание, просачивание, маленькие хитрости, неслышное отчаяние. Выпускник петербургского училища, танцевавший в Большом скромные роли (максимум -- Кот в сапогах в нашпигованной сказочными персонажами "Спящей красавице"), большую часть своей жизни хореографа-постановщика он провел в Ленинграде -- и это была жизнь человека гетто.

Не было желтой звезды на рукаве. Был пристальный, параноидальный интерес Ленинградского обкома к искусству (выпуск каждого спектакля -- как сквозь строй) и похлопывания по плечу людей благополучных и устроенных -- похлопывания, аккуратно заталкивающие Якобсона в нишу миниатюриста, подальше от больших сцен. Да, ему удавались миниатюры, более чем удавались, поставил он их чуть не сотню, "Роденовский" цикл останется в веках. Более того, когда в столицах работы не было совсем, он ехал в Молдавию и там анонимно (таково было условие начальства) ставил танцы для ансамбля "Жок". Тоже удавалось, а как же.

Якобсон считал себя учеником Фокина, и взял от Фокина любовь к хитонам, а не пачкам, мягким тапочкам, а не пуантам. Собственно, ему хотелось высвободить тело артиста, чтобы можно было играть на нем без препон, -- его интересовала живая чувственность, выплеск страсти в дуэте. Сейчас его сочинения (в репертуаре бывшего якобсоновского ансамбля остались крохи) кажутся до невозможности целомудренными, а в 60-х хореографа обвиняли чуть не в порнографии: на телесные трико исполнителей заставляли нашивать цветные клинья -- чтобы никто не подумал, что на сцене голые люди. Но не только любовь влекла Якобсона: для тех лет и ненависть, и скорбь (выданная оплакивающей Спартака Фригии -- мрачный, телесный, почти волчий вопль) были чрезмерны.

У него было острое, горькое чувство юмора. Оно прорастало в гротескные движения танцев -- он ставил "Клопа", перекладывал в танце Бидструпа. Но выложился, высказался напоследок в "Свадебном кортеже", вариации на шагаловские темы, где родители выдавали невесту за богатого жениха, а влюбленный бедняк отчаивался. Движения персонажей были почти кукольны; характерные жесты взяты из еврейских народных танцев; лица вымазаны маской. Когда в финале бедняк начинал собирать слезы в ладошку -- прорезывался просто фокинский Петрушка, персонаж навечно обделенный и навсегда неубитый. Как Якобсон, получивший маленький свой театрик (без сцены, конечно же) за шесть лет до смерти, в первой вымечтанной, долгожданной поездке в Штаты обруганный прогрессивными американскими критиками за нетанцевальность и после смерти не числившийся до недавнего времени на афишах ни одного театра. Но два года назад его бывшая труппа восстановила один вечер; в Мариинке тогда же восстановили и дважды сыграли "Клопа"; завтра в Музее кино покажут архивные пленки. Конечно, этого мало -- но так мы можем представить себе жизнь Якобсона. Для него вот так "мало" -- это было счастье.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


  КУЛЬТУРА  
  • //  15.01.2004
«Весна, лето, осень, зима... и весна» на московских экранах
В плавучей пагоде, где есть двери, но нет стен, покачивающейся на мерных волнах в самом центре горного озера, живут двое. Старый монах и маленький мальчик. На двоих -- один Будда, одна лодка, несколько циновок, ступка для целебных трав, которые мальчик собирает на берегу озера... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.01.2004
В России издана книга о Глене Гульде
Книжка Бруно Монсенжона о канадском пианисте Глене Гульде «Нет, я не эксцентрик», грамотно и красиво изданная в конце декабря в амбициозном издательстве «Классика-XXI», где до этого кроме прочей респектабельной продукции (ноты, учебники, грациозный сборник афористичной педагогики Натана Перльмана) выходили дневники Прокофьева и Святослава Рихтера, вряд ли вызовет столько шума, сколько было после рихтеровского издания... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  15.01.2004
Сто лет назад родился Леонид Якобсон
Когда Леонид Якобсон ставил "Спартака" в Большом театре (это был второй "Спартак" -- после Моисеева, до Григоровича), Леонид Ильич Брежнев в беседе с Майей Плисецкой спутал его с хоккеистом Юханссоном... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  15.01.2004
Лучшие российские альбомы
К сожалению, петербургская группа "Маркшейдер Кунст" (искаженное немецкое выражение; термин горных инженеров) долгое время считалась не более чем "прикольной клубной бандой", иконой доморощенных растаманов, травокуров и прочего досужего студенчества... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика