Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°231
20 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.12.2004
Пространства и мостики
«Русская зима» начнется с «Русского авангарда»

версия для печати
Сегодня открывается традиционный филармонический фестиваль искусств «Русская зима», первый концерт которого будет посвящен «Русскому авангарду и Новому академическому пространству». Это не слишком вяжется с привычным обликом фестиваля: в последнее десятилетие это было в меру статуарное, в меру инерционное, удручающее случайным выбором и отсутствием концепций мероприятие, выделенное из потока филармонических будней датами открытия и окончания. В филармонии вспоминают, что когда-то «Русская зима» играла роль чуть ли не кульминации столичной музыкальной жизни, что «любители музыки съезжались на нее со всего мира». Ностальгия, как кажется, и стала мотивацией менеджеров, занявшихся реконструкцией «Зимы». Но в нынешнем облике фестиваля не видно ни особенного охранительного пафоса, ни реставрационных намерений, так что апелляцию к великому прошлому можно считать не только мотивом, но и маневром.

По словам директора филармонии Алексея Шалашова, его «не устраивает представление о филармонии как о привратнике, который должен артисту или коллективу открыть дверь в зал и включить свет. Мы много делаем для того, чтобы стать репертуарным исполнительским заказчиком». Одно из примечательных событий, в которых филармония выступает именно таким заказчиком, -- сценическая версия оперы Стравинского «Царь Эдип» в исполнении Капеллы Валерия Полянского. Затея отличается от сценического представления мариинской «Пиковой дамы» тем, что берется не готовый продукт, который переносится в обновленное пространство зала Чайковского, а делается специально под заказ. Если бы отличия сказались и на самой разработке филармонического сценического пространства -- пустого, сводного для любых вариантов игры, в том числе даже мультимедийной, -- было бы и вовсе приятно. «Царь Эдип» не «Пиковая дама», это сложный, незнакомый для публики материал, и тут без хитроумной подачи обойтись сложно.

Еще два фестивальных концерта демонстрируют широкий репертуарный взгляд филармонии на современную музыку. «Зима» закроется 11 января инструментальными концертами русских авторов ХХ века -- Хренникова, Тищенко, Эшпая и Щедрина. Это истеблишмент, и именно обращением к нему филармония решила поставить фестивальную точку.

Старт фестиваля -- это взгляд на русский музыкальный ХХ век с другой стороны. В сегодняшней программе «Русский авангард и Новое академическое пространство» с участием ансамбля Назара Кожухаря The Pocket Sumphony, ансамбля Opus Posth Татьяны Гринденко, Ансамбля ударных Марка Пекарского, а также других новых и старых специалистов по новой музыке прозвучат и авангард 10--20-х годов ХХ века, и музыка поколения, которое называют «постденисовским», и опусы Шостаковича и Шнитке, и экзерсисы молодых игроков на поле современной музыки, для которых академическое пространство уже не является ни приоритетным, ни единственным. Шалашов называет это «клубной культурой, что между традиционной и массовой» и отмечает, что для филармонической сферы это «важный исполнительский и репертуарный пласт, который может стать для слушателя мостиком от клуба к концертному залу». Сегодня в зале Чайковского по этому мостику можно будет с удовольствием прогуляться, шагая, как по ступенькам, по Мосолову, Янову-Яновскому, Карманову, Шостаковичу и т.д. -- в любом направлении.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  20.12.2004
Владимир Луповской
Пина Бауш показала в Москве спектакль о Гонконге
На сцене -- огромная гора красных цветов (розы и хинии -- цветы с герба Гонконга), метров восемь--десять вышиной. Над сценой -- свисающий кружевами подвесной мост (говорят, на следующий день Пина его убрала -- ей не понравилось, как он повис в доставшемся ей для гастролей Театре Моссовета)... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  20.12.2004
Александр Миридонов
Выставка "Павел I. Мир семьи" в зале Федеральных архивов
С династической точки зрения главной миной, которую заложил под русский престол Петр Великий, была расправа с царевичем Алексеем. Можно, конечно, считать это и карой небесной за сыноубийство, но после Петра кто только не царствовал... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  20.12.2004
Новая выставка в Московском Кремле
В рамках программы «Россия и мир. Диалог культур» в выставочном зале Успенской звонницы открылась экспозиция «Италия и Московский двор». Ее можно принять «вставной новеллой» к великому музейному эпосу -- проходящей в эти дни в конюшнях Квиринальского дворца в Риме выставке «Россия -- Италия. От Джотто до Малевича»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  20.12.2004
«Рождественская эйфория» в «Ролане»
Специально для тех, кому на последнем Московском кинофестивале ощутимо не хватало ставшей уже вроде бы традиционной программы, подготавливаемой кинокритиком Андреем Плаховым, в канун католического Рождества в кинотеатре «Ролан» предлагается аналог... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  20.12.2004
«Русская зима» начнется с «Русского авангарда»
Сегодня открывается традиционный филармонический фестиваль искусств «Русская зима», первый концерт которого будет посвящен «Русскому авангарду и Новому академическому пространству»... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ