|
|
N°231, 20 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пространства и мостики
«Русская зима» начнется с «Русского авангарда»
Сегодня открывается традиционный филармонический фестиваль искусств «Русская зима», первый концерт которого будет посвящен «Русскому авангарду и Новому академическому пространству». Это не слишком вяжется с привычным обликом фестиваля: в последнее десятилетие это было в меру статуарное, в меру инерционное, удручающее случайным выбором и отсутствием концепций мероприятие, выделенное из потока филармонических будней датами открытия и окончания. В филармонии вспоминают, что когда-то «Русская зима» играла роль чуть ли не кульминации столичной музыкальной жизни, что «любители музыки съезжались на нее со всего мира». Ностальгия, как кажется, и стала мотивацией менеджеров, занявшихся реконструкцией «Зимы». Но в нынешнем облике фестиваля не видно ни особенного охранительного пафоса, ни реставрационных намерений, так что апелляцию к великому прошлому можно считать не только мотивом, но и маневром.
По словам директора филармонии Алексея Шалашова, его «не устраивает представление о филармонии как о привратнике, который должен артисту или коллективу открыть дверь в зал и включить свет. Мы много делаем для того, чтобы стать репертуарным исполнительским заказчиком». Одно из примечательных событий, в которых филармония выступает именно таким заказчиком, -- сценическая версия оперы Стравинского «Царь Эдип» в исполнении Капеллы Валерия Полянского. Затея отличается от сценического представления мариинской «Пиковой дамы» тем, что берется не готовый продукт, который переносится в обновленное пространство зала Чайковского, а делается специально под заказ. Если бы отличия сказались и на самой разработке филармонического сценического пространства -- пустого, сводного для любых вариантов игры, в том числе даже мультимедийной, -- было бы и вовсе приятно. «Царь Эдип» не «Пиковая дама», это сложный, незнакомый для публики материал, и тут без хитроумной подачи обойтись сложно.
Еще два фестивальных концерта демонстрируют широкий репертуарный взгляд филармонии на современную музыку. «Зима» закроется 11 января инструментальными концертами русских авторов ХХ века -- Хренникова, Тищенко, Эшпая и Щедрина. Это истеблишмент, и именно обращением к нему филармония решила поставить фестивальную точку.
Старт фестиваля -- это взгляд на русский музыкальный ХХ век с другой стороны. В сегодняшней программе «Русский авангард и Новое академическое пространство» с участием ансамбля Назара Кожухаря The Pocket Sumphony, ансамбля Opus Posth Татьяны Гринденко, Ансамбля ударных Марка Пекарского, а также других новых и старых специалистов по новой музыке прозвучат и авангард 10--20-х годов ХХ века, и музыка поколения, которое называют «постденисовским», и опусы Шостаковича и Шнитке, и экзерсисы молодых игроков на поле современной музыки, для которых академическое пространство уже не является ни приоритетным, ни единственным. Шалашов называет это «клубной культурой, что между традиционной и массовой» и отмечает, что для филармонической сферы это «важный исполнительский и репертуарный пласт, который может стать для слушателя мостиком от клуба к концертному залу». Сегодня в зале Чайковского по этому мостику можно будет с удовольствием прогуляться, шагая, как по ступенькам, по Мосолову, Янову-Яновскому, Карманову, Шостаковичу и т.д. -- в любом направлении.
Юлия БЕДЕРОВА